РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Армения, Ереван, субъективные заметки. Часть первая

НИА-Кавказ

DSCN0342Из трех Закавказских столиц Ереван единственный произвел на меня очень противоречивое впечатление. Точнее, я дольше чем в двух других случаях определялся со своим отношением к этому городу.

Хотел бы я вернуться сюда? В последний день пребывания: «Одного раза вполне достаточно!». Сразу по возвращении: «А почему бы нет?». Спустя три дня: «Когда-нибудь обязательно нужно вернуться. Я что-то упустил». Посоветовал бы я друзьям и знакомым побывать здесь? От «ну если везде уже побывали…», через «конечно, стоит побывать…» к «обязательно!».

Кто он (да, именно, кто) – Ереван? Кого мне напоминают Баку и Тбилиси я определился почти сразу. А вот Ереван… Мне кажется он схож с мудрым старцем с ясной памятью и живущим внутри юношей. Материальных следов его долгой и бурной жизни сохранилось не так уж много, но память полна яркими историями, которыми он щедро делится с вами с азартом и непосредственностью юнца. Вот как-то так.

Ереван был основан раньше Рима. Об этом вам обязательно скажет каждый гид и сообщит в первых своих строках каждый путеводитель по городу. Вот только крепость Эребуни, год строительства которой 782 до н.э считается годом рождения армянской столицы, постоянного поселения не породила. И никаких памятников той эпохи, сравнимых с Колизеем и термами Каракаллы, в Ереване нет.

И тем не менее я бы отнес его к числу самых узнаваемых городов из тех, где я побывал. И эту особую узнаваемость он приобрел уже в советский период своей истории. Она складывается из двух компонентов. Первый – розовый туф, из которого возведены или которым отделаны процентов 70 % городских строений. Впрочем, розовым его можно назвать с некоторой натяжкой. Палитра его оттенков – от светло-терракотового до огненно-рыжего. Второй – архитектурный стиль большинства жилых домов и общественных зданий центра города. Его принято с оттенком иронии называть «сталинским ампиром». Но здесь талантливые архитекторы внесли в него национальные черты и получилось нечто оригинальное. Взглянув на фото фактически любого городского дома, построенного в 30-х-60-х годах, желательно цветное, вы безошибочно узнаете Ереван. И эти узнаваемые черты можно легко прочесть даже в архитектуре и декоре зданий суперсовременного Северного проспекта.

Центр города, как утверждают путеводители, и это чистая правда, можно обойти за полдня. «Красный гид» рекомендует начать прогулку с площади Республики. Это – самый яркий образец стиля, который я описал выше, визитная карточка и символ Еревана. Хотя площадь довольно просторная (более 4 тысяч квадратных метров), а окружающие её здания не очень высоки (не выше 5-ти этажей), последние не теряются и соединены в единый очень торжественный и гармоничный ансамбль. И над ними, слава Богу, не нависают многоэтажные стекляшки. Интересно наблюдать, как меняется яркость оттенков красного при изменении солнечного освещения и при его отсутствии. Днем здесь кишмя-кишит от автомобилей с баннерами, предлагающими самые разнообразные экскурсии. Вечером – это эстрадная площадка. Можно послушать музыку самых различных стилей.

В соответствии с рекомендациями того же «красного гида» следую по улице Абовяна 300 метров к Северному проспекту. Впрочем, улица Абовяна достойна того, чтобы пройтись по ней чуть дальше, хотя бы до проспекта Саят-Новы. Эта одна из немногих улиц Еревана, где сохранилась дореволюционная застройка. А на пересечении с проспектом стоит интересный церковный ансамбль – церковь Святой Богородицы Катогике  XIII века, Церковь Святой Анны (освящена в 2015 годы) и городская резиденция Католикоса.

На той же улице Абовяна, чуть ближе к площади республики, перед вашим взором предстанет красивая площадь с кинотеатром «Москва» (тот же «сталинский ампир»), фонтаном с армянскими знаками «Зодиака» (я с удивлением спросил у стоящего у фонтана местного жителя: «А что, у армян какие-то особые знаки Зодиака?», на что тот мне с серьезным видом ответил: «Конечно!». Впрочем, оказалось, что это не совсем так. Отличаются они от обычных знаков Зодиака только некоторыми элементами изображения. Это я узнал от гида в туристическом агентстве чуть позднее) и металлической фигурой фантастического паука. Хотя «красный гид» утверждает, что там же имеется фигура быка из обрывков автомобильных шин, его на площади я не обнаружил. Впрочем, не очень-то и искал. А вот льва и жеребца из того же материала видел. Только в другом месте – в сквере у подножия Каскада. Противоположную от кинотеатра «Москва» сторону полукруглой площади окаймляет здание «Гранд Отеля» того же стиля и в той же цветовой гамме.

Однако в первый свой поход по центру я следую совету «Красного гида» и пройдя триста метров по улице Абовяна поворачиваю на Северный проспект. Это – самая современная и самая фешенебельная улица Еревана. Это – типичная пешеходная улица, какая есть в каждой европейской (и не только европейской) столице. Её стандартность и безликость скрашивают, как я уже сказал выше,  фирменный ереванский «розовый» цвет отделки и некоторые элементы стилизации под тот же «сталинский ампир». А также невесть как вклинившийся в модерновый ансамбль старый жилой дом непонятного архитектурного стиля, стена первого этажа которого богато декорирована разнообразными цветочными кашпо.

Вынырнув из коридора Северного проспекта, попадаешь на площадь Свободы. Но площадь эту ты не замечаешь (по крайней мере, я не заметил). Потому что взгляд твой притягивает живописный пруд с бронзовым Арно Бабаджаняном на берегу, вдохновенно исполняющем что-то на таком же бронзовом фортепиано.  Монументы и памятники Еревана достойны особого упоминания. Это не каменные и металлические истуканы, кои во множестве расставлены в городах России. Это очень оригинальные скульптуры. Достаточно взглянуть на памятники композитору Комитасу, писателю Уильяму Сарояну или художнику Мартиросу Сарьяну.

Площадь Свободы я прошел не заметив её. Оказывается, это скорее большой сквер с многочисленными кафе по периметру. Здание оперного театра чем-то напоминает новосибирского коллегу. Только меньше его размером. Оно окружено живописными скверами с многочисленными памятниками. Обойдя здание попадаешь на площадь Франции. Направо пойдешь – в Матенадаран попадешь (хранилище древних рукописей). Налево пойдешь – по проспекту маршала Баграмяна можешь дойти до резиденции Президента Армении, здания Народного Собрания республики и парка Влюбленных. Прямо пойдешь (ну совсем прямо площадь Франции не перейдешь, нужно сделать зигзаг влево или вправо) – попадешь на Каскад, новый символ Еревана. Я сходил на все три стороны. Но об этом – позже.

Что хочется сказать обо всех прогулках по Еревану: здесь очень много уютных мест, где можно и нужно присесть, отдохнуть, может даже выпить чашечку кофе или даже рюмочку коньяка. В Ереване не нужно никуда спешить. Всего все равно не увидите. А ощутить этот город можно в каждом его уголке. Тем более в центре.

 

DSCN0370DSCN0372DSCN0376DSCN0379DSCN0386DSCN0389DSCN0361DSCN0487DSCN0491DSCN0507DSCN0510DSCN0526DSCN0539DSCN0498


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

Обращение Главы Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкурова

Точка зрения
Светлана Алиева: В качестве индикаторов успешности деятельности человека выступает его способность решать поставленные перед ним задачи
Заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института РАНХиГС, доктор социологических наук, профессор Светлана Алиева – об индикаторах успешности профессии менеджера, современной системе образования в высших учебных заведениях и подготовке управленческих кадров.