РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Определены контуры новой национальной системы высшего образования

НИА-Кавказ

af90debc0834cf3982b281da933f9809В российских вузах вернут специалитет (курс обучения не менее 5 лет) по точным наукам. По другим направлениям сохранится бакалавриат. Об этом заявил во вторник президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий на пресс-конференции, посвященной приемной кампании 2022 года.

"Наша генеральная линия - специалитет, аспирантура должна быть научной, а не учебной. И, конечно, сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И, безусловно, разрешить после специалитета поступать в магистратуру, а не запрещать, как сейчас", - сказал ректор.
Минобрнауки осенью внесет на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая придет на смену дискредитировавшей себя Болонской.
Какой, по вашему мнению, должна быть новая система высшего образования в России? В каких случаях, на ваш взгляд, имеет смысл сохранить бакалавриат? Какие выводы можно сделать из истории внедрения в России Болонской системы?

Азамат Тлисов, директор Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС
Член Общественной палаты РФ, комиссия по развитию науки и образования; кандидат экономических наук, доцент. Область профессиональных интересов, пространственное развитие регионов, поддержка малого бизнеса.

Не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей.
С образованием очень правильно руководствуются именно этим принципом. Система образования постоянно развивающаяся и совершенствующаяся среда, формирующая и поддерживающая фундаментальные основы государства, включенная в решение важнейших задач общества. Вопросы глобального лидерства, обороноспособности страны, кадрового и научного-технологического обеспечения развития экономики и т.д. Динамично меняющийся мир, международная конкуренция за человеческий капитал, как основной ресурс в постиндустриальном мире, требует постоянного совершенствования системы образования и тонкой настройки его на решения задач, которые ставит время. Иными словами, поиск ответов на цивилизационные вызовы эпохи.
В свое время, следуя идее открытости образования, расширение границ и повышение академической мобильности как ученых и преподавателей, так и студентов (обучающихся) наша страна приняла решение о вхождения в болонскую систему, что должно было открывать определенные дополнительные возможности для отечественного образования. Вместе с тем мы должны констатировать, что заимствованная модель имеет определенные ограничения в нашей отечественной интерпретации, а в условиях, когда европейские страны, фактически в одностороннем порядке отказались от своих обязательств в рамках болонской системы в отношении нашей страны, делает эту модель, еще менее интересной с точки зрения прямого следования.
Еще одной из важных тенденций которую необходимо учитывать, это концепция обучения на протяжении всей жизни. Отечественная система образования решает эту задачу, через развитие модели дополнительно-профессионального образования и запуск различных федеральных проектов с государственной поддержкой, в частности сейчас в рамках Нацпроекта «Демография» реализуется проект «Содействие занятости», в рамках которой можно повысить свою квалификацию или пройти переподготовку, получив необходимы компетенции для трудоустройства, сохранения должности или повышения внутри организации.
И в этом плане мы точно понимаем, что специалитет как форма обучения создает все необходимые условия подготовки кадров должного уровня и квалификации для решения стоящих перед нашей страной задач. Проблемы с признанием изученных дисциплин и переходами между различными программами и вузами, будут решаться не сложнее чем прежде. Важно совершенствовать, систему оценки качества образования и итоговой аттестации выпускников, что позволит работодателей более четко понимать уровень их подготовки при приеме на работу.

Ханафий Хасанов, член общественной палаты Карачаево-Черкесской Республики. Член общественного совета МВД по Карачаево-Черкесской Республике. Директор фонда содействия сохранения национальной самобытности "Къарча".

Все новое — это хорошо позабытое старое. Сейчас больше ругают современное образование и вспоминают достижения советских времен в образовании. Тем не менее, на дворе 2022 год, и жить прошлым не нужно, нужно идти вперед и развиваться. Считаю, что, в первую очередь образование должно быть доступным, а какой системы оно будет, вопрос уже второй. Да, очень важный вопрос, но я как человек отучившийся на бакалавриате и потом в магистратуре (причем мы первое поколение), скажу, что если человек хочет учиться, то в независимости от системы он это сделает. Все еще спорят о том, действительно ли система образования в СССР считается лучшей, многие соглашаются, а я как некоторые сразу вспоминаю воздействии идеологических принципов страны. На сегодняшний же день в этом плане легче в Российском образовании. Я думаю, что, где нужно оставить бакалавриат (на каких специальностях) должны выбирать не чиновники в лице министерства образования, а сами ВУЗы, они знают наиболее предпочтительные форматы обучения для своих направлений.

На фото - знак выпускника вуза СССР.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Наши корни – основа единства и взаимоуважения
Кавказ – уникальный пример проживания представителей сотен национальностей и народностей на относительно небольшой территории с очень сложным рельефом, прилегающей к отрогам Главного Кавказского хребта, протянувшейся на 1200 километров, между Черным и Каспийским морями.