РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Светлана Алиева: В качестве индикаторов успешности деятельности человека выступает его способность решать поставленные перед ним задачи

НИА-Кавказ

312Заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института РАНХиГС, доктор социологических наук, профессор Светлана Алиева – об индикаторах успешности профессии менеджера, современной системе образования в высших учебных заведениях и подготовке управленческих кадров.

-Светлана Викторовна, сегодня профессиональные и квалифицированные менеджеры требуются практически во всех отраслях экономики. Как осуществляется подготовка управленческих кадров в Президентской академии?

- Подготовка управленческих кадров, способных эффективно управлять инновационными преобразованиями в обществе, служит стратегическим ориентиром достижения благополучия и процветания страны. В современных условиях принципиально меняются задачи и функции управленческих кадров. Суть последних теоретических достижений сводится к идее, разделяемой большинством авторов о том, что современная социально-экономическая система обладает выраженной энтропией, которая проявляется в снижении уровня организации, разрастании управленческих структур, снижении степени социального эффекта, спонтанности развития системы в целом и др. На преодоление указанных отклонений должен быть направлен управленческий потенциал современного менеджера.

- Как определяется успешность деятельности менеджера?

- Как известно, в качестве индикаторов успешности деятельности человека выступает его способность решать поставленные перед ним задачи. Следовательно, он должен быть для этого соответствующим образом подготовлен. Это особенно важно для профессиональных менеджеров, которые должны обладать такими способностями. Их сейчас принято называть компетенциями. Напомним, что под компетенциями понимают совокупность личностных и профессиональных характеристик работника, выполняющего определенные должностные обязанности, соотнесенные со сферой его деятельности.
Отсюда следует, что управленческие компетенции являются теми навыками, наличие которых помогает менеджеру результативно и эффективно выполнять функции возложенные на него компанией. Это, прежде всего, способность вырабатывать эффективные решения, правильно формулировать задачи и планировать этапы их выполнения, организовывать работу и предпринимать действия, направленные на мотивирование сотрудников к эффективной работе.

- Какие тенденции преобладают в системе образования для будущих менеджеров?

- Переход к такому обществу во многом определяется парадигмой образования. Суть последних теоретических достижений сводится к идее, разделяемой большинством авторов о том, что современная образовательная система обладает выраженной энтропией, которая проявляется в снижении уровня организации, разрастании управленческих структур, снижении степени социального эффекта образования, спонтанности развития системы в целом.
Большинством ученых выделены следующие социальные показатели энтропии: ошибки в управлении в сфере образования, связанные с иррациональностью управленческого процесса; противоречивость образовательной концепции и реальностей образовательной деятельности; несоответствие состояния организации образования принятым целевым установкам. В настоящее время во многих работах можно проследить идею становления новой личностной парадигмы высшего образования, которая потеснит существующую когнитивную. Несмотря на то, что в научно-педагогическом сообществе нет однозначного отношения к данной тенденции, на практике уже сложились вполне определенные требования к выпускникам вузов. В условиях социально-экономических изменений и развития рыночных отношений субъекты управления должны быть профессионально-мобильными, социально ориентированными, самостоятельными.

- На чьи плечи ложится вопрос формирования управленческих компетенций студентов вузов?

- С решением проблемы формирования данных качеств у будущих управленцев сегодня сталкиваются руководители различных уровней и научно-педагогические коллективы. Именно на это ориентированы концепции многих известных авторов, получивших распространение в вузовской практике и широкое освещение в периодической печати. Сегодня перед системой высшего образования остро стоит проблема качества подготовки управленческих кадров в соответствии с социальным заказом. Поэтому необходимо учитывать мнение не только специалистов высшей школы и ученых-теоретиков, но в первую очередь практиков - представителей государственных и муниципальных органов власти, промышленных, проектных, дивелоперских, консалтинговых, строительных компаний, компаниях АПК и сферы услуг, инвестиционных фондах и других организациях всех форм собственности. Важны также механизмы восстановления связи системы образования с производством, экономикой в целом, формы и методы повышения качества обучения.

- Кроме всего вышеперечисленного, есть ли еще дополнительные факторы?

- Помимо обозначенных факторов можно выделить и такие, основополагающие, как глобализация, интернационализация, информатизация. Они диктуют свои правила, действующие в пределах новых границ, поэтому для достижения успеха в подготовке профессионалов требуются принципиально новые подходы.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

Обращение Главы Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкурова

Точка зрения
Николай Сикорский: «Мой отец считал себя русским»
Вот так я себе и представлял потомка русских эмигрантов первой волны: сухонький подтянутый старичок в безукоризненно подогнанном по фигуре дорогом костюме – двойке с галстуком-бабочкой. Американец, хорошо говорящий по-русски. Что ещё? Ах да: живые глаза с каким-то мальчишеским задорным блеском и открытая улыбка. Он как-то очень непосредственно, по-детски радовался интересу, который мы проявляли к личности его отца и искренне, от души благодарил за каждый заданный вопрос.