РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Деятельность особых экономических зон прокомментировали в СКИ РАНХиГС

НИА-Кавказ

Комментарий доцента кафедры экономики и финансового права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Надежды Гусельщиковой.

С 2005 года на территории Российской Федерации создаются и действуют особо экономические зоны (ОЭЗ), которые регулируются Федеральным законом ФЗ-116 от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (редакция18 июля 2017 г.).
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин на днях подписал постановление о создании 2-х новых ОЭЗ:
- в Ковровском районе Владимирской области «Доброград-1»;
- в городском округе Домодедово (Московская область) будет сформирована «Максимиха».
ОЭЗ «Доброград-1» относится к промышленно-производственному типу. На её территории планируется производство мебели, текстиля пенополиуретана, а также завод среднего машиностроения.
На территории ОЭЗ «Максимиха» должны быть реализованы инвестиционные проекты в области пищевой и обрабатывающей промышленности, а также предполагается построить терминально-логистический центр.
Создание ОЭЗ предполагает экономическое развитие определенных территорий, привлекая иностранных и российских инвесторов. Основными факторами привлечения инвесторов является наличие налоговых льгот, таможенных преференций, минимизация страховых взносов, снижение административных барьеров и арендной платы.
На сегодняшний день деятельность многих ОЭЗ в Российской Федерации считается не эффективной. По данным отчета Счетной палаты за 12 лет (с 2006 по 2018гг.) государством было выделено 136 млрд. руб., инвесторы вложили почти 370 млрд. руб. В основном эти средства были вложены в четыре зоны - Алабугу, Липецк, Санкт-Петербург и Московский Технополис, из 33 созданных ОЭЗ.
К причинам не эффективности деятельности ОЭЗ можно отнести: недостаточную оценку рисков при проектировании ОЭЗ, снижение налоговых льгот и тарифов по социальному страхованию и обеспечению, отсутствие научных центров на территории ОЭЗ, привлечение только крупного бизнеса.
Изменились правила оценки эффективности ОЭЗ, основными критериями стали: ежегодное увеличение числа резидентов и наращивание объемов производства самими инвесторами.
«Создание новых ОЭЗ с одной стороны выглядит очень привлекательно (создание рабочих мест, развитие отрасли и территории и др.), с другой стороны вложение средств может быть не эффективным. Поэтому необходимо государству и субъектам РФ увеличивать налоговые льготы, правильно и эффективно выстраивать частно-государственное партнерство с бизнесом, привлекать малый бизнес, планомерно поддерживать бизнес и привлекать квалифицированные кадры», - рассказала доцент кафедры экономики и финансового права Надежда Гусельщикова.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.


Точка зрения