РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

В КБР продолжается изучение древних наскальных рисунков

НИА-Кавказ

3200В Баксанском ущелье республики археологи и краеведы провели очередной этап исследований древних наскальных рисунков. Группа специалистов по наскальной живописи и реставраторов из регионов России провела детальный анализ объектов для определения его возраста и возможной социально-культурной принадлежности, степени сохранности.

При детальном осмотре памятника ученые пришли к неожиданному выводу: рисунки характеризуют сразу два исторических периода: бронзовый и железный. С наибольшей вероятностью время первичных изображений относится к эпохи средней бронзы (середина второго тысячелетия до нашей эры), поздние изображения относятся к первым векам нашей эры. Обе эпохи связаны с проникновением на территорию Центрального Кавказа обильного количества кочевых племен из степей современного Юга России и дальнейшего их продвижения в страны Передней Азии. В пользу этого предположения свидетельствует характер нанесения рисунков, составы красителей.

Для Кабардино-Балкарии данная находка – это уникальный объект, подобных которому ранее обнаружено и описано наукой не было.

По словам специалиста по наскальному искусству, научного сотрудника музея-заповедника «Пещера Шульган-таш» Алексея Солодейникова, на Кавказе наука знает очень мало объектов наскальной живописи. Это связано, скорее всего, с мягкими породами известковых и туфовых породой камней, на которых если и были в древние времена выбиты символы, или сделаны росписи – не сохранились до наших дней. Данные рисунки – это уникальный по масштабам памятник древнего наскального искусства, неизвестный доселе науке, который необходимо изучить, поставить под охрану государства и музеефицировать.
По словам директора Института археологии Кавказа Бияслана Атабиева результаты подученных данных дают основание предполагать, что памятник может быть многослойным: сначала могли быть нарисованы животные в скифском стиле, а потом пришла другая культура и дорисовала охотников и тамговые знаки. Рисунки сохранились благодаря солнечной стороне и естественном скальном козырьке, который оберегает их от влаги. Сейчас перед учеными стоит задача получить весь пакет документов для комплексного изучения памятника, что позволит провести исследования в полном объеме с использованием современных форм и методов работы.

В скором времени информация об объекте будет представлена широкому научному сообществу страны с предложением о включения в программу комплексных археологических исследований и занесения памятника наскального искусства в единый государственный реестр объектов культурного наследия России.

Инициативу в исследовании памятника истории, а также материально-техническую и информационную поддержку ученым оказывает Молодежный клуб Русского географического общества «Альтаир».
***

Рисунки были обнаружены местным жителем Назиром Хапаевым еще в 2013 году, однако до сегодняшних дней специалисты в области истории и археологии вживую ее не исследовали.

Маршрут к рисункам лежит по крутому склону, где практически не ступает нога современного человека, повсюду видны звериные тропы, замятая трава от их лежбищ. Сами рисунки расположены на границе альпийских лугов и скал на высоте 1300 метров над уровнем моря. С этой высоты хорошо видны расположенные повсеместно на северных и южных склонах долины террасы как свидетели устойчивого очага жизнедеятельности людей с древнейших времен, по близости есть источник воды.

В марте текущего года рисунки были зафиксированы на фото и видео носители краеведом, руководителем молодежного клуба Русского географического общества «Альтаир» Тенгизом Мокаевым и были направлены директору института археологии Кавказа Бияслану Атабиеву, который в свою очередь получил предварительное экспертное заключение у специалистов по древним каменным росписям из Пушкинского музея.

Сами рисунки представляют собой в какой-то степени «полотно», на котором изображено несколько десятков животных, солярные символы и петроглифы, охотники и воины. На первый взгляд в верхней части рисунков изображены бегущие олени, на которых охотятся всадники верхом на лошадях, волках, бегущие рядом собаки. Интерес представляют также символ, напоминающий три рядом стоящие пирамиды, ослик, запряженный повозкой, стреляющий из лука охотник, элементы колесницы, а также другие символы и знаки, которые пока распознать не представляется возможным.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

Обращение Главы Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкурова

Точка зрения
Екатерина Агеева: растет процент ребят, готовых после окончания вуза остаться на своей малой родине
Поводом для беседы корреспондента НИА – Кавказ с заведующей научно-исследовательской лабораторией Северо-Кавказского института РАНХиГС, кандидатом политических наук Екатериной Агеевой стал прошедший в поселке Архыз в Карачаево-Черкесии 7-9 ноября Межрегиональный научно-практический молодежный форум "Межкультурный диалог".