РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Программа «Доступная среда» для махачкалинских школьников

НИА-Кавказ

5O6A0303Дети-инвалиды должны получить право учиться как в специализированных, так и в обычных школах, где для них должны быть созданы особые условия. Каждому родителю, который хочет, чтобы его ребенок учился в интегрированных (инклюзивных) условиях, такое право должно быть предоставлено. В свою очередь, государство обязано создавать условия для образования и в специальных, и в обычных инклюзивных образовательных учреждениях. Это и входит в программу «Доступная среда». В некоторых российских школах есть классы, где дети-инвалиды и здоровые дети учатся вместе. По мнению специалистов, такое соседство ни в коей мере не усложняет педагогический процесс, а, наоборот, способствует успешной социализации ребенка.

В Махачкале специализированные классы для детей с церебральным параличом функционируют на базе МБОУ «Гимназия №4». Еще в 2008 году здесь Детский Фонд ООН ЮНИСЕФ дал возможность организовать первый в Дагестане кабинет для детей с ДЦП на уровне мировых стандартов. Фонд также обеспечил необходимым оборудованием учебный класс и комнату релаксации.
Школа была отмечена как лучшая инклюзивная школа по Северному Кавказу, при которой проводились специализированные семинары для аналогичных учреждений в СКФО.
«Сейчас ЮНИСЕФ этим проектом не занимается и все надежды руководства школы и родителей на Минобрнауки РД», – отмечают в школе.
Школа № 4 была введена в эксплуатацию в 1956 году. Сегодня в четырехэтажном здании проходят обучение 680 детей по двум профилям – социально-гуманитарному и естественно-математическому.
Класс для детей с ДЦП не случайно создан на базе массовой школы. Это является принципом интеграции детей с ограниченными возможностями в систему образования обычных школ. Всё делается для того, чтобы не существовало социальной изоляции между детьми с ограниченными возможностями развития и нормальным психофизическим развитием ребенка.
Как считают психологи и коррекционные педагоги, одним из важнейших социальных факторов, влияющих на детей с ограниченными возможностями, является реакция окружающих на то, что они несколько отличаются от других. А возможность учиться в обычной школе с первого класса способствует преодолению комплексов.
Сегодня в специализированных начальных классах гимназии №4 обучается 31 ребенок. Шестеро детишек с ограниченными возможностями здоровья проходят обучение в 5–7 классах.
Школьное оборудование для детей-инвалидов – необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе с их сверстниками.
Первый этаж гимназии полностью оборудован и адаптирован для «особенных» детей. У входа в школу установлены пандус и кнопка вызова; коридоры по всему периметру школы оснащены стеновыми поручнями. Полностью оборудованы классные комнаты – специальными партами, стульями, шкафами и другой мебелью для детей с ограниченными возможностями. Мебель в классах расположена с расчётом на дополнительное пространство для свободного перемещения, что соответствует нормам и правилам. В каждом классе есть аквариумы, компьютеры, необходимые игрушки и другой школьный и игровой инвентарь.
Для отдыха и релаксации детишек специальная комната отдыха, где они могут поиграть, потанцевать, петь, заниматься гимнастикой, а если устали, то прилечь отдохнуть. Специально оборудован и школьный туалет, в котором одна специализированная туалетная кабинка для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе инвалидов-колясочников).
Помимо этого, в школе функционирует поликлиника, в которой профессиональный медперсонал, а также психолог и логопед. Здесь дети могут пройти все необходимые процедуры, начиная от оказания первой помощи и до получения прививок. Школа также располагает инвалидными колясками.
Дети находятся в гимназии полный день, получают полноценное двухразовое питание в школьной столовой. С ними работают опытные учителя, воспитатели, врач-невролог и врач-ортопед. Все учителя и воспитатели имеют специальную подготовку, были участниками международных семинаров по работе с такими детьми в Москве, Астрахани, Нальчике, прошли курсы повышения квалификации при ДГПУ.
Отличительными чертами всех, кто работает с больными детьми, является терпимость, человеколюбие, милосердие, энтузиазм и жизнерадостность. Они умеют сконцентрировать внимание на индивидуальности каждого ребенка, используют разнообразные методы и приемы обучения, расширяют кругозор детей, учат их умению мыслить, обобщать, делать выводы, готовят к самостоятельной жизни.
Учителя и директор школы подчеркивают, что с появлением детей с ограниченными физическими возможностями психологический климат среди обучающихся существенно улучшился. Дети подтягиваются в учебе, стали более чуткими, готовыми прийти на помощь другим.
Несколько лет назад Министерство образования и науки РД подарило детям школьный автобус и специализированный микроавтобус «Газель», которые утром привозят детей в школу, а вечером после занятий развозят по домам. Маршрут автобуса составлен так, чтобы было удобно детям и родителям, и утвержден в ГИБДД. Детей обязательно сопровождает воспитатель. Школьный автобус удобен при посещении детьми театральных представлений, экскурсий, различных городских мероприятий.
Можно с уверенностью сказать, что в этой школе учатся не только читать и писать, но и сочувствовать. Этот педагогический эксперимент надо считать удачным – отстающие в развитии дети показывают небывалые успехи и результаты, которые даже выше, чем у их здоровых сверстников. Об этом говорят и стены школы и классных комнат, которые оформлены творческими работами и достижениями учащихся.
Директор гимназии Ирина Пашук с сожалением отмечает, что ежегодно пятеро детей после окончания начальной школы переводятся на домашнее обучение или в Республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов. Это объясняется тем, что с переходом в среднее звено школы детям с ограниченными возможностями будет трудно учиться по кабинетной системе, а на сегодня гимназия не располагает возможностью для продолжения обучения таких детей.
Сегодня школе необходимы капитальный ремонт и реконструкция учебных мастерских, столовой, замена внутренних разводящих сетей канализации и отопительной системы и частично электропроводки, оборудования умывальных раковин в помещениях начальных классов, отсутствуют пожарные стояки и лестницы, обслуживание и ремонт системы пожарной сигнализации.
Проблемы махачкалинской гимназии №4 были озвучены и на недавнем межрегиональном форуме Общероссийского народного фронта, в рамках которого президент РФ Владимир Путин встретился с активистами ОНФ. В беседе с главой государства сопредседатель РО ОНФ Татьяна Рассохина выступила с инициативой создать условия для того, чтобы дети продолжили обучение после 4 класса.
По мнению Рассохиной, отсутствие возможности «особенным» детям продолжать обучение в обществе сверстников и перевод на домашнее обучение препятствуют их успешной адаптации и социализации.
Такого же мнения придерживаются и родители. Мама ученика 1 класса Алима, Наида Ибрагимова, выражает признательность руководству образовательного учреждения за теплое и заботливое отношение персонала школы к детям-инвалидам и их особенностям, что позволяет детям успешно адаптироваться в обществе.
Стоит отметить, что сегодня руководство Дагестана и столицы республики уделяет большое внимание проблемам инклюзивного обучения и реализации программы «Доступная среда». Так, в помощь данной школе Министерство образования и науки РД выделяет средства для оборудования школы лифтом и строительства перехода из здания школы в корпус, где располагается столовая. Кроме этого, начальник Управления образования г. Махачкалы Тагир Мансуров оказал содействие в приобретении школой мягкой мебели для оснащения комнаты отдыха.
Кроме того, на протяжении последнего года махачкалинцы могут наблюдать, что школы и другие социальные учреждения города оснащаются пандусами, стеновыми поручнями, штангами и подвесными трапециями и т. д. Эти мероприятия проводятся в рамках реализации программы «Доступная среда». Особое внимание в этой программе уделяется обустройству школ и детских садов. Так, за 2015 год Управлением образования г. Махачкалы при поддержке Министерства образования и науки РД в 25 образовательных учреждениях столицы созданы все условия в рамках «Доступной среды». Уже на 2016 год подан список из 36 дошкольных учреждений и 8 общеобразовательных школ, где также будут проведены подобные мероприятия, сообщает Управление пресс-службы администрации г. Махачкалы.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
«Инстаграм* могут заменить, а нейросеть людей – нет»: молодой ученый из Чечни о будущем
Виртуальная реальность - это технология, которая в последние годы становится все более популярной и востребованной. Многие компании и разработчики вложили свои усилия в создание уникальных vr-приложений, которые позволяют пользователям погрузиться в потрясающие виртуальные миры. Одним из таких талантливых людей являет житель Грозного Тамерлан Мусостов.