РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

В Северной Осетии могут появиться 3 новых туристических маршрута

НИА-Кавказ

Gagiev1Об этом корреспонденту НИА Кавказ рассказал председатель Комитета по туризму РСО-Алания. О программе развития внутреннего туризма в республике, ее проблемах и многом другом - в интервью с Вильямом Гагиевым.

– Нашему новостному информационному агентству стало известно, что не так давно Вы принимали участие в международной туристической выставке, проходившей в Шанхае. Повлияет ли это на привлечение в республику китайских туристов?
– Предварительно исследуя маршрут «Великого Шелкового пути» в СКФО, республику посетила делегация из Китая. Мы им показали местные достопримечательности. Особое внимание иностранных коллег привлекла Китайская площадь во Владикавказе и установленный там обелиск, который посвящен китайским добровольцам, погибшим здесь во время гражданской войны. Делегаты пояснили, что в Китае до сих пор развит так называемый красный туризм – туризм по следам революции. И вот спустя два месяца Управление туризма Китая пригласило меня на международную выставку в Шанхай, где видео-презентация нашей республики заинтересовала всех присутствующих. Поездка была плодотворной и успешной. Думаю, начало для организации турпотоков из Китая положено. Но чтобы проект получил реализацию, необходимо еще продумать ряд вопросов: размещение, адаптация наших мест питания под китайского туриста. Переговоры с компанией, которая помогает в подобной адаптации, уже идет. Посмотрим, что из этого получится.
– Какие проекты по развитию туриндустрии в республике сейчас в приоритете и что препятствует увеличению турпотока?
–Что касается приоритетов, то, учитывая ограниченность финансов, в первую очередь предполагается сосредоточить усилия на традиционных туристских направлениях, сложившихся в нашей республике – это Цей, Дигорское и Куртатинское ущелья. В ближайшем будущем все усилия предполагается сосредоточить на этом направлении. Что касается имеющихся проблем, то в общем приближении их можно разделить на организационные и инфраструктурные. И если решение организационных проблем не связано со значительными финансовыми затратами, то решение инфраструктурных проблем вряд ли обойдется без привлечения федерального финансирования.
Говоря о привлечении средств из Федерального бюджета необходимо отметить, что два наших проекта находятся в приказе Ростуризма на финансирование, другое дело, что без изыскания дополнительных лимитов вряд ли мы это финансирование получим, потому что программа развития внутреннего и въездного туризма в Россию, в рамках которого предполагается привлечение средств, действует до 2018 года, и все лимиты уже распределены. Это основная отраслевая федеральная программа, в которой мы можем принять участие. Однако, помимо этого, мы пытаемся привлечь деньги и через другие программы, к примеру, Минсельхоза, где есть определенные мероприятия, направленные на развитие сельской местности. Что касается проблем организационного характера, то можно привести такой пример – наша республика находится в зоне регламентированного посещения иностранных граждан. Мы единственная республика на Северном Кавказе, которая попадает под действие этого режима. При этом нет четкого алгоритма получения разрешения доступа на эту территорию для иностранных граждан. Мы делаем все возможное для того, чтобы, даже если и не получится полностью снять режим, то максимально облегчить процедуру получения разрешения.
– Есть ли на сегодня планы по привлечению в Осетию туристов и из других стран Европы?
– Одно из первых поручений, которое Глава республики Вячеслав Битаров дал комитету по туризму, это налаживании связей с нашими зарубежными диаспорами и привлечение с их помощью въездных международных турпотоков. Соответственно, уже намечен целый ряд мероприятий, направленных выполнение этого поручения.
– Что сейчас делается для развития курортного, познавательного и молодежного туризма?
- Традиционно мы проводим акции под названием «Познай свой край», «Познай Осетию». Все это делается для того, чтобы стимулировать экскурсионные потоки, на первоначальных этапах эти экскурсии довольно таки неплохо работали, но потом к сожалению, мы столкнулись с тем, что интерес к ним стал угасать. Затем на эти же маршруты мы стали вывозить людей совершенно бесплатно. Для того чтобы показать народу, что у нас огромное количество наикрасивейших мест, куда можно ездить. На этот год, если нам позволит финансирование, мы планируем провести подобные модифицированные акции, плюс еще появится такой маршрут как «Осетия - край добра», это тоже самое, что и «Познай свой край», только для людей с ограниченными физическими возможностями. Так же будет функционировать такой маршрут как «Осетия: Север-Юг», мы планируем возить жителей нашей республики в Южную Осетию, а туристы из ЮОР будут приезжать к нам. Мы уже подписали документы о взаимодействии и в рамках этой программы намерены осуществлять поток туристов в обе стороны.
– Какими возможностями размещения и питания обладают санатории и турбазы Северной Осетии?
– По официальной статистике на сегодняшний день у нас около 3-х с половиной тысяч койко-мест. Если говорить опять же о питании, то оно достаточно на хорошем уровне, в принципе с этим проблем никогда не возникало.
– Дайте оценку состоянию наших дорог и подъездов к основным объектам отдыха.
– По протяженности дорог и по их состоянию мы находимся на уровне выше среднего по стране. Есть некоторые объекты, где нужно доделать часть дорог, но в Федеральной целевой программе закончились лимиты, тем не менее, те предприниматели, которые осуществляют свою деятельность в зонах отдыха, делают все что могут, за свой счет. В тех местах, где пока нет асфальта, мы делаем нормальные грунтовые дороги.
– Есть ли возможность создания государственных баз, где бы за небольшие деньги предоставляли качественное обслуживание?
– На сегодняшний день у руководства республики видение такое – государственные базы не так эффективны, как частные. Да и средств, чтобы создать их, сейчас нет. Может, если бы и были, мы бы попытались создать альтернативу с более низкими ценами. Другое дело нужно ли ее создавать? Рынок очень многое определяет сам. То есть, например, если люди перестали ездить в Цей, то на это есть причина, скорее всего связанная с ценой или качеством. Люди ведь голосуют рублем, и задача тех, кто осуществляют турбизнес в Цее, найти баланс, который вернет туристов. Естественно и мы не останемся в стороне.
– Большинство людей из-за высоких цен предпочитают курорты соседних республик. Как можно повлиять на изменение этой ситуации?
– Как там говорят – «слухи о моей смерти были сильно преувеличены»? Слухи о том, что люди массово предпочитают Грузию и Кабардино-Балкарию, тоже преувеличены. Да, такие факты есть, было бы странно, если бы их не было, учитывая, что Осетия граничит с той же Грузией. При такой близости не могут не возникнуть взаимные турпотоки. Однако это не значит, что нужно успокоиться и не предпринимать никаких действий для создания альтернативы тому же Гудаури, но уже на территории нашей республики.
– Кроме горного туризма что еще может предложить Северная Осетия своим гостям?
–Северная Осетия может предложить широкий спектр досугового времяпровождения. Во-первых, это лечебно-оздоровительный туризм, во-вторых, познавательный – тот, который связан с нашими памятниками архитектуры, а их у нас около полутора тысяч. К примеру, тот же «Город мертвых», который не имеет аналогов по всей России, или природные памятники, такие как «Ермоловский камень» – крупнейший ледниковый валун на территории Европы. Если взять Владикавказ, он сам по себе очень интересен, чего только стоит его историческая часть, Проспект Мира, где каждый дом - уже архитектурный памятник. Можно сделать определенные туры по музеям и театрам города, это уже культурный туризм. Возлагаю я надежды и на гастрономический туризм, ведь по тому, как разнообразна и вкусна наша кухня, мы можем конкурировать с кем угодно. Уж в чём- в чём, а в сфере общественного питания мы находимся на крепком среднеевропейском уровне.
– Ждать ли нам новых маршрутов и направлений, таких, как «Шелковый путь» и «Чайный экспресс»?
– Начну с того, что эти проекты реализуются Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа, соответственно, охватывают все субъекты СКФО. Это хорошо, ибо какой турист из другой страны захочет приехать на Северный Кавказ и посетить только лишь один регион? Что касаемо нашей республики, то наша часть маршрута уже готова к приему туристов. Обеспокоенность вызывает инфраструктура, потому что без дорог, к примеру, не будет никаких турпотоков. Сейчас уже не советский период – мало кто согласится путешествовать по нашей республике пешком. Сегодня туризм – это дороги, гостиницы, рестораны. Отрадно то, что проблемы потихоньку решаются. Недавно в республике появился первый отель, получивший классификацию в соответствии с национальной системой. Если говорить о проживании на базах отдыха, то значительно возрос уровень обслуживания. Каких-то пару лет назад дорога с Владикавказа до турбазы в Дигорском ущелье занимала 4–4,5 часа, сейчас до Мацуты можно доехать за 2 часа. Остался еще небольшой участок дороги, и скоро Дигория станет одним из самых посещаемых мест Осетии. Помимо дорог необходимо обустраивать и туристские тропы. К сожалению, мы упираемся в ограничения, которые накладывает на нас недостаток средств. Мы знаем, что нужно сделать, но, к сожалению, вынуждены руководствоваться теми средствами, которые у нас есть. Ну и делаем все возможное для привлечения федеральных средств, без которых невозможно снять имеющиеся инфраструктурные ограничения. Сейчас я открываю тайну: если говорить о новых маршрутах, то в этом году мы планируем запустить 3 маршрута. Это – джиппинг, который стартует в Даряльском ущелье и по проселочным дорогам приводит в Дигорское, а затем возвращается обратно в город. Мы назвали его «Аланский пояс», потому что если посмотреть по карте, то трасса вырисовывается в форме круга. Так же мы планируем запустить пещерный туризм, который на начальном этапе поработает на бесплатной основе. И так как экстремальный туризм из года в год набирает всё больше оборотов, то третий маршрут, который мы планируем сделать, это восхождение на гору Казбек. Основная задача сделать его узнаваемым. Ведь ни для кого не секрет, что гора Казбек - это тот бренд, вокруг которого выстраивается весь туризм в Северной Осетии.
– А есть ли люди, которые смогут провести экскурсии по тем же музеям?
– Они есть, но в основном это гиды еще советской закалки, с хорошим запасом знаний, но которым пора уже готовить смену. Есть довольно значительное количество молодых гидов, которым интересно работать в этой сфере. Но мы понимаем, для того чтобы экскурсионная деятельность развивалась, нужно поставить на поток подготовку этих гидов, и в той программе развития туризма, о которой выше шла речь, заложены конкретные мероприятия, направленные на подготовку экскурсоводов и гидов-переводчиков. Мы понимаем, для того чтобы к нам ехал турист, к примеру, из Китая, у него должен быть квалифицированный гид. Мы знаем об этой проблеме и по мере возможностей решаем ее. Также мы понимаем, что сопроводить туриста в горах сможет только человек, обладающий специальными знаниями и навыками. Соответственно стараемся решить и этот вопрос. К примеру, горный клуб «Каскад» при нашей поддержке уже осуществил первый выпуск горных проводников, которые способны организовать безопасное пребывание туристов в наших горах.
– Транспортные услуги одни из основных услуг в туризме. На них приходится и основная доля в структуре цены тура. Как с этим обстоят дела в республике?
– Эта тема поднималась буквально несколько дней назад в переговорах со специалистами из Леонтьевского центра, которые разрабатывают стратегию социально-экономического развития республики. Мы обозначали все проблемы, которые нужно устранить для развития туризма, одной из которых является транспортная. С одной стороны, может быть экономически невыгодно ставить какой-то регулярный рейс в какой-то объект отдыха, но это сейчас. Это тот случай, когда предложение должно породить спрос. Мы понимаем, что транспортные услуги являются одним из основных факторов успешного туризма, в этом направлении нам нужно еще много работать. В основные составляющие турпакета входит трансферт, но большой разницы на ценовую политику не оказывает.
– Если говорить о цифрах туристического потока, сколько туристов побывало в республике за последние годы?
– На сегодняшний день нет ни одной системы статистического наблюдения, которая позволяла бы отслеживать корректно турпотоки. В СССР это не составляла никакого труда, потому что все туристы ездили по туристическим путевкам. Сейчас этого нет, посчитать всех туристов, которые побывали в Северной Осетии, сейчас технически невозможно. Единственно, что мы можем сделать, это посчитать тех, кто остановился в гостиницах. Но это тоже не точные данные, так как есть туристы, которые размещаются в частном секторе, транзитники или так называемые палаточные туристы. Единственное, что я могу сказать, так это сколько остановилось туристов в коллективных средствах размещения – порядка 50 тысяч человек, но нужно понимать, что на самом деле их раза в 5 больше.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Профессор СКИ РАНХиГС о перспективах и проблемах развития СМП
О перспективах и проблемах развития северного морского пути рассказал профессор Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Фарман Кулиев.