РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Сергей Решетняк: В поисках выхода из лабиринта накопительной пенсии граждан

НИА-Кавказ

2020-10-20-21-46-13 Минифин РФ планирует до конца года закончить работу над законопроектом о добровольных пенсионных взносах «при стимулирующей поддержке государства». При оценке того что уже было освещено в прессе новые предложения по реформированию накопительной системы пенсионного обеспечения очень похожи на гарантированный пенсионный план (ГПП), концепция которого обсуждается еще с 2019 года, и от которой отказались по причине оценки новых идей трансформации накопительной компоненты по обязательному пенсионному страхованию (ОПС).

Идей трансформации накопительной части пенсии действительно много, но все они во многом являются интерпретацией проекта Гарантированного пенсионного плана (ГПП), который в свою очередь есть вариация ранее разработанного проекта Индивидуального пенсионного капитала (ИПК).
Эта работа идёт с 2016 года, когда стало понятно, что в введенный в 2014 году институт накопительной пенсии в принципе не работает. И дело не только во введенном и постоянно продлеваемом моратории на средства накопительной части пенсии. Изначально не понимая принципов работы механизма и не веря негосударственным пенсионным фондам, многие из которых с момента их появления уже успели обанкротится.
Индивидуальныйпенсионный капитал предусматривал условно добровольное перечисление части заработной платы в качестве взноса в негосударственный пенсионный фонд. ГПП уже говорил о полностью добровольном характере таких отчислений.
Идея вроде и здравая, но не принята она была прежде всего по экономическим причинам, а также по причине сохраняющегося недоверия граждан к любым манипуляциям Правительства в области пенсионных накоплений в целом, и к негосударственным пенсионным фондам в частности.
«Если говорить об экономических причинах, но они кроются в том, что во многом размер оплаты к пенсии будет зависеть от размера внесенных взносов. При этом, уровень жизни и средних зарплат по стране таков, что позволить себе вносить даже хотя бы пять процентов от заработной платы могут позволить далеко не все граждане. Соответственно размер доплаты к пенсии также не станет достаточным, чтобы тратить часть своей заработной платы сейчас», - рассказывает заместитель декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Сергей Решетняк.
Преимущества в виде гарантированности от государства и предполагаемые налоговые преференции, которые в совокупности должны сделать формы негосударственного пенсионного накопления более привлекательным, чем банковские вклады или инвестиционные счета, не сильно делают такой вид накопления выигрышным.
«К сожалению, нет уверенности в том, что данная реформа не будет реализована так же, как и реформа, ведшая в правовую практику накопительной части пенсии, а именно никак. У авторов нового проекта, опять же, к сожалению, нет достаточно веских обоснований того, что в новом виде система накопления пенсий просуществует более двух лет и не отправится в законный «бан» за счет введения очередного моратория», - отмечает заместитель декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Сергей Решетняк.
Третий аспект существующих сомнений, по мнению Сергея Решетняка, кроется в том, что больше, чем государству, которое уже неоднократно ошибалось в сфере пенсионного реформирования, наши граждане не доверяют бизнесу. Пример обанкротившихся негосударственных пенсионных фондов не позволяет их разубедить в том недоверии.
Понятно, что без реформирования и накопительного пенсионного обеспечения, а в потенциале и всей пенсионной системы, при нынешних тенденциях к не наполняемости бюджета Пенсионного Фонда РФ и отсутствии ресурсов государственного бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда, мы можем в будущем испытывать серьезные проблемы с обеспечением пенсионеров.
И нельзя сказать, что предложения плохие, напротив они обоснованы и при идеальном раскладе могут существенно увеличить размер пенсии. Но для этого требуется не только реформировать пенсионную систему, а повысить уровень дохода населения, замедлить темпы инфляции и обеспечить стабильность существования финансовых институтов.
По сути, речь о стабилизации всей экономики. Точечными предложениями в рамках реформирования только пенсионной системы ситуация не решится.
Напротив, любые обсуждения вызовут у граждан дополнительную волну опасения за свою уже заработанную в рамках обязательного пенсионного обеспечения пенсию.
«Лишь стабилизировав экономику и обеспечив надежность функционирования негосударственных пенсионных институтов можно будет добиться должного уровня доверия граждан к предлагаемым государством реформам. Но пока вероятность принятия законопроекта выглядит несколько туманным. И большой вопрос дойдет ли он до Думы в нынешнем виде в принципе, или претерпит новые преобразования, как это уже было в прошлом году», - подытожил заместитель декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Сергей Решетняк.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

Жители КЧР приглашаются к участию в конкурсе на получение Всероссийской общественной премии за личный вклад в укрепление единства народов России «Гордость нации»

Точка зрения
Эксперт СКИ РАНХиГС прокомментировала бюджетную политику государства
Министерство финансов обнародовало первые параметры бюджета на ближайшие 3 года. Из самых важных показателей – профицит федерального бюджета и в 2022 году, и в 2023 году. При этом планируется, что он будет весьма незначительным (1% и 0,3% соответственно), а вот в 2024 г. федеральный бюджет вновь станет дефицитным, т.е. расходы будут превышать доходы.