РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Вспоминая Тбилиси: часть вторая

НИА-Кавказ

92356051 2879305812296538 1111385661866246144 nМы продолжаем публикацию рассказа нашего корреспондента о поездке в Грузию в 2016 году.

Старый город. Гостиница, в которую нас поселили и пару слов о которой я сказал выше, как раз расположена в Старом городе, на улице Александра Дюма. И на ней есть всё, что создает колорит старого Тбилиси: вымощенная брусчаткой мостовая, деревянные балконы, богато декорированные резьбой, живописные дворики. Здесь всё это достаточно обветшавшее, но пройдите несколько сотен шагов, и вы попадете в кварталы, которые уже отреставрированы и выглядят как игрушечные. Масса столиков из кафе выставлены прямо на мостовую, хотя на дворе уже начало ноября. Почти в каждом доме – винный магазин. Я не поехал вместе с группой затовариваться «домашним» вином к какому-то эксклюзивному поставщику турагентства и решил прикупить парочку бутылок в одном из магазинов в центре. Я оказался единственным на тот момент покупателем и продавец (или хозяин магазина?) предложил мне попробовать несколько разных вин, прежде чем сделать покупку. Он рассказал мне историю дегустируемых мною напитков, отметил, какие именно вкусовые ощущения я должен почувствовать, предложил оценить раскрывшиеся запахи. Короче, я прикупил по бутылке белого и красного сухих вин. Нельзя сказать, что я действительно разглядел, распробовал и унюхал именно то, о чем говорил продавец. Но он так красиво и вкусно об этом рассказывал, что я поверил ему на слово.

В Старый Тбилиси нужно просто нырнуть и плыть, не торопясь и не особо выбирая направление. И при этом не забывать делать остановки. Как не полюбоваться словно собранной из детских кубиков и оттого слегка скособочившейся башней Театра марионеток имени Резо Габриадзе (попасть в него не смог, так как билеты раскупают задолго до представлений)? Как не зайти внутрь хотя бы одной из церквей (хотя я испытываю чувство неловкости всякий раз, когда захожу в храм: люди верующие здесь священнодействуют, а ты праздно шатаешься)? Как не заглянуть в один из живописных двориков? И как пройти мимо многочисленных кафе, куда так манят аппетитные запахи? Как не выпить бокал отменного вина? А вот с шашлыками мне не везло: куски жесткого подгоревшего мяса приходилось глотать целиком. Зато я попробовал настоящий аджарский хачапури: лодочку из хрустящего белого хлеба, в которой на подушке из сыра и сливочного масла расположился солнцеподобный яичный желток.
В Тбилиси я впервые попал на рынок, который принято называть «блошиным». Он развернулся на Сухом мосту. Такого обилия экспонатов из истории быта и элементов декора последней пары сотен лет я не видел ни в одном музее. А на подходе к нему развернута экспозиция транспортных средств: коляски, телеги, арбы. Сам рынок чем-то напоминает место общения, клуб по интересам. Вот собралась группка нумизматов, вот – поклонников виниловых дисков, а вот – советского фарфора и фаянса. Все оживленно беседуют, но мало кто что-то покупает.
На улицах, в парках и скверах Тбилиси очень много памятников, порой традиционных по форме (стоя, сидя, верхом на коне), а иногда очень необычных по манере исполнения (памятник Иетиму Гуджи, «сироте-грузину», всенародно известному и любимому поэту, например).
Однако по мере удаления от центра и углубления в нетуристическую часть старого города, на смену чувству умиления приходит удрученность. Некоторыми старинными двориками можно любоваться, не заходя внутрь, так как часть дома просто разрушена. По отдельным узким улочкам невозможно пройти из-за распорок, поддерживающих стены стоящих на противоположных сторонах улицы домов. Впрочем, нечто подобное, наверное, можно найти в любом крупном городе на постсоветском пространстве. Просто в Тбилиси это очень близко от центра.
Проспект Шота Руставели. Эта центральная магистраль делового Тбилиси мне показалась самой негрузинской улицей из всех, что я успел обойти. Она похожа одновременно и на Ленинский проспект в Москве (много зданий в стиле, называемом «сталинским классицизмом»), и на рижскую Элизабетис (наличием особняков, построенных в стиле арт-нуово или югендстиль), и на барселонскую Диагональ («округленностью» некоторых домов на перекрестках). Я очень хотел увидеть (и увидел) здание парламента. Дело в том, что черно-белая открытка с его изображением хранилась в нашем семейном альбоме. Почему – не знаю. Никто из моих родных никогда не был в Грузии. Нужно было раньше поинтересоваться. Сейчас просто не у кого. На проспекте больше, чем на других улицах Тбилиси (опять же, из тех, что я успел увидеть) чувствуется «столичность» города. Группа парней установила прямо под ногами Шота Руставели колонки, врубила музыку и танцует лезгинку. У подъезда одного из театров группа людей разного возраста собралась в ожидании какого-то события. Магазинные витрины размерами поболее, чем в Старом Городе. Больше прохожих в офисной экипировке.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

За последние пять лет библиотеки Карачаево-Черкесии пополнились 82 тысячами новых книг
erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Магомед-Расул Гитинов: «Во все времена архитектура являлась визитной карточкой города, республики, страны»
  Дагестан всегда славился особой архитектурой. Со временем картина менялась: где-то в лучшую сторону, а где-то наоборот. Но одно осталось неизменным – у нас есть специалисты, которые делали и делают нашу республику красивой. Один из них – Магомед-Расул Гитинов. Он уроженец села Годобери Ботлихского района, член Союза архитекторов России с 1985 года, заместитель председателя Дагестанской организации Союза архитекторов России, имеет звания «Заслуженный деятель искусств РД», «Почетный архитектор России», является профессором Международной академии архитектуры.