Сохранять традиции, укреплять связь времен: Центр развития народных художественных промыслов открылся во Владикавказе
НИА-Кавказ
Подробности
Он разместился в одном из старинных особняков на проспекте Мира. Здание возвел в центре Александровского проспекта (так тогда назывался проспект Мира) в 1883 году владикавказский купец В. Х. Андреев. История его связана со многими известными именами. Так зимой 1887 года здесь состоялась выставка картины Коста Хетагурова «Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии». Центр делит особняк с Северо-Осетинской республиканской юношеской библиотекой имени Гайто Газданова, также имеющей богатую историю.
Когда ты попадаешь внутрь, то первые ассоциации возникают с антикварным магазином. На полках и в витринах - изделия из металла, стекла, дерева, кожи и глины, явно отсылающие нас к временам старины глубокой. Их усиливают костюмы на манекенах: от средневековых кольчуги и шлема, до богато расшитых женских платьев более поздних эпох. На стеллажах и витринах – самые разнообразные шедевры народного творчества: от ширмы из натуральной кожи до старинной мебели, о разнообразной посуды до детской игрушки. Но в отличие от антикварных магазинов, здесь нет их обязательных атрибутов: полумрака и запаха пыльной кладовой. Наоборот, здесь очень много света и свежего воздуха. Гостеприимная хозяйка усаживает гостя на традиционное осетинское деревянное кресло, на традиционный трёхногий осетинский столик ставятся чашки ароматного кофе и сладости, и мы начинаем беседу. Так что же такое «Центр развития народных художественных промыслов», спрашиваю я Тамилу Таболову, генерального директора Центра? Чем была вызвана необходимость его создания? Открылся Центр 19 февраля 2020 года. А тремя годами раньше была воссоздана республиканская Ассоциация мастеров народно-художественных промыслов. «До сего дня творения мастеров народных художественных промыслов в сувенирных лавках или соответствующих отделах крупных магазинов выставляются в общей куче сувенирной продукции, 70% которой составляют товары, произведенные в Китае. Их изделия, многие из которых представляют настоящие произведения искусства, теряются в общей массе, неконкурентоспособны по ценам. И мы пришли к мнению, что нужна особая выставочно-торговая площадка для мастеров, которые хотят показать и продать свои эксклюзивные высокохудожественные изделия. В плюсе будут все: и те, кто производят, и те, кто хотят купить. Последние к тому же будут знать имя создателя приобретаемого ими произведения. Мы здесь показываем в первую очередь мастеров, их талант, воплощенный в изделиях». Центр – это нечто эксклюзивное или подобные организации есть где-то ещё в стране? «Нет, это не эксклюзив. В 2017 году я впервые попала на «Ладью», традиционную выставку-ярмарку народных художественных промыслов России и именно там, на Деловом форуме, узнала о Центре Народных художественных промыслов и ремесел, открытом в 2014 году в небольшом рязанском городке Скопине. Сегодня таких центров в России уже достаточно много. И при создании своего, мы учитывали их опыт». У дагестанских народных промыслов есть известный бренд – кубачинские ювелирные изделия. Какое изделие осетинских мастеров могло бы стать брендом? «Мы задумывались о брендировании и, с нашей точки зрения, таким изделием могла бы стать ритуальная осетинская чаша. Без неё не обходится ни один традиционный осетинский праздник. Её прообразом стала нартамонга (в других вариантах — Амонга, Уацамонга, Ацамонга – прим. редакции), в осетинской (нартской) мифологии - волшебная чаша («указательница»), присутствующая на пирах нартских воинов-героев. Такая чаша есть в каждом осетинском доме, керамическая или деревянная. Она, как правило, передается по наследству. Среди предметов быта, представленных в зале нашего центра важно отметить треногий стол (фынг) и традиционное кресло со стульями. Такой стол (фынг) тоже должен быть в каждой семье и осетинские дети должны знать, что три пирога должны подаваться на трёхногом столе (Три пирога́ — часть традиционного осетинского религиозного ритуала, совершаемого во время традиционного моления - куывда за столом. На стол подаются три пирога и произносятся молитвы в порядке строгой очерёдности. Число три символически означает единство трехчастной структуры мира: верхний, средний и нижний мир – прим. редакции). Мы переходим к другому стенду. На нем представлена черная керамика (керамические изделия черного цвета). Всё, что мы видим здесь, это точные копии посуды, найденной археологами при раскопках скифо-сармато-аланских объектов. Форма посуды из черной керамики не изменена вообще, только внутри покрыта пищевой глазурью и поэтому ею можно пользоваться. На выставке «Ладья. Весенняя фантазия», где Центр представлял республику, посуда из черной керамики пользовалась большим спросом. Кто может выставлять свои изделия в вашем Центре? Только члены Ассоциации? Кто производит коммерческую и художественную оценку выставляемых у вас изделий? «Приоритет мы отдаем изделиям мастеров, которые внесены в Реестре народных промыслов. Это значит, что их творения прошли оценку художественно-экспертного совета. А вот коммерческую оценку изделия мастер делает сам. Мы продаем его фактически по цене мастера с минимальной наценкой. В этом и состоит поддержка правительства нашей республики, которая субсидирует проект Центра». В настоящее время в Центре представлены работы семи десятков мастеров. Назовём лишь трех: - Изольда Гогичаева (национальный костюм), Аслан Алборов (оружие - ножи скифо-сарматские, мечи, кольчуга) и Назим Гиджрати (черная керамическая посуда – копия скифо-сарматской-аланской посуды). Хватает ли вам этих площадей? Все ли желающие имеют возможность выставиться? «Экспозиция постоянно действующая, она регулярно обновляется как по причине реализации изделий, так и просто из-за обновления витрин. Для кого-то из наших мастеров — это хобби, для кого-то - основная работа, дело всей его жизни. Кто-то из мастеров приносит изделия на целую витрину или стенд, а кто-то - две-три штуки. Во втором случае мы размещаем их по тематике». Пойдет к вам турист или нет – будет видно уже ближе к лету. А сами идти навстречу туристу вы не хотите? Проводить выставки - продажи или устанавливать свои витрины в гостиницах не планируете? «Да, это всё есть в наших планах. Прорабатывается дизайн-проект стилизованных ларьков для размещения их в местах скопления туристов. Предполагается, что наши выставочно-торговые точки появятся и в гостиницах, и на центральных улицах города, и в горах на туристических маршрутах. И все же мы будем делать ставку на привлечение туриста именно в наш Центр. Для этого мы будем использовать все возможности для коммуникации с ними. Те же социальные сети. У нас ведется прекрасная страница в инстраграмм (centrpromislov). Мы размещаем там не только фотографии выставляемых у нас изделий, но и рассказываем истории. Историю национального костюма или двенадцатиструнной арфы, например. Кстати, в планах - проведение творческих вечеров с исполнением песен на народных музыкальных инструментах, которые сделаны мастерами своими руками». Ещё о привлечении в Центр туристов. Тамила сама прошла обучение по федеральной целевой программе гида-экскурсовода на базе СОГУ. «Планируется разработка туристических маршрутов по мастерским народных художественных промыслов. Первый маршрут был моим дипломным проектом под названием «В гостях у куклы», который я защитила, и он проходит по мастерским авторской куклы (Дзиовой Земфиры, Салбиевой Азы) с пешей прогулкой по проспекту Мира Владикавказа с его историческими зданиями. И финальный пункт такого маршрута – наш Центр на проспекте Мира, дом 34». «Мы принимаем каждого гостя (так Тамила называет каждого, кто переступает порог Центра) в атмосфере, сочетающей кавказское гостеприимство и европейский сервис. У нас в осетинском языке нет слова «служить» в смысле «услужить». У нас есть слово «лаегкад каенын», которое можно перевести как «проявить уважение к человеку. Приятно бывает слышать добрые отзывы гостей о том, что атмосфера в нашем «доме мастеров» добрая и отсюда не хочется уходить». Тамила мечтает о создании масштабного Центра народного творчества с большим выставочным залом, конференц-залами, мастерскими, учебно-ознакомительным центром для детей, рекреационной зоной и гостиничным комплексом при нем для проживания гостей. И, чтобы он стал местом, где бы каждый имел возможность творчески проявить себя, поделиться опытом на выставках и мастер-классах и просто отдохнуть. Если вы будете во Владикавказе и захотите увезти на память о Северной Осетии что- то действительно настоящее, загляните в дом № 34 на проспекте Мира. Не пожалеете!
Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.
За последние пять лет библиотеки Карачаево-Черкесии пополнились 82 тысячами новых книг
Точка зрения
Магомед-Расул Гитинов: «Во все времена архитектура являлась визитной карточкой города, республики, страны»
Дагестан всегда славился особой архитектурой. Со временем картина менялась: где-то в лучшую сторону, а где-то наоборот. Но одно осталось неизменным – у нас есть специалисты, которые делали и делают нашу республику красивой. Один из них – Магомед-Расул Гитинов. Он уроженец села Годобери Ботлихского района, член Союза архитекторов России с 1985 года, заместитель председателя Дагестанской организации Союза архитекторов России, имеет звания «Заслуженный деятель искусств РД», «Почетный архитектор России», является профессором Международной академии архитектуры.