РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Вопросы сохранения родных языков обсудили на встрече Абдулмуслима Абдулмуслимова с педагогами Лакского района

НИА-Кавказ
e12f78559bddc7cb63d783e9daddafcf L18 октября Председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов с рабочим визитом посетил Лакский район республики. 

Одним из объектов посещения стала Кумухская средняя школа имени Мусы Манарова - известного в стране летчика-космонавта.  

Премьер-министр осмотрел состояние школы, пообщался с педагогическим составом и учениками. 

Учреждение было открыто в 2021 году, сегодня здесь учатся свыше 300 школьников.   В школе уделяют большое внимание патриотическому воспитанию детей. Отдельные зоны в здании превращены в «Уголки памяти», посвященные героям Советского Союза и участникам СВО. Также здесь создана своя «космическая зона» с декоративным звездным небом, где можно узнать об истории жизни и профессиональном пути известного земляка Мусы Манарова.

В ходе обхода школы Абдулмуслим Абдулмуслимов пообщался со школьниками средних и младших классов. Премьер поинтересовался любимыми предметами учеников, а также выяснил их планы на будущее.  

В помещении учительской у Абдулмуслима Абдулмуслимова состоялся долгий открытый разговор с педагогами школы. Более 10 учителей рассказали о своих проблемах и чаяниях, задали все наболевшие вопросы.

Как выяснилось, в школе трудятся несколько учителей, имеющих стаж от 30 до 40 лет. Абдулмуслим Абдулмуслимов поручил главе Минобрнауки Яхье Бучаеву совместно с руководителем муниципалитета Юсупом Магомедовым представить материалы на педагогов школы к присвоению звания «Заслуженный учитель Республики Дагестан». 

Живая дискуссия в учительской Кумухской СОШ продолжилась обсуждением актуальной проблемы - недостаточного уровня знания дагестанцами родных языков.   

Как отмечалось в ходе дискуссии, число носителей родных языков сильно снижается. Проблема актуальна для всех муниципалитетов региона и решать её нужно со школьной скамьи. 

Абдулмуслим Абдулмуслимов поинтересовался мнением педагогов относительно причин, влияющих на эту проблему. Среди таковых они назвали недостаточное количество часов для предмета «Родной язык» в учебной программе, влияние медиаресурсов, а также утрачивание жителями республики семейной традиции ведения диалога на родном языке.  

Говоря о значимости сохранения родных языков, Председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов отметил, что за последние несколько лет в Дагестане власти региона направили более 400 млн рублей на закупку 500 тыс. учебников на родных языках. После недавнего визита премьера-министра региона Абдулмуслима Абдулмуслимова в Агульский район книги уже на выпуске и для этой малочисленной коренной дагестанской народности. Таких вложений в сферу развития родных языков за последние десятилетия в республике не было. 

«Но я хочу затронуть и другую проблему - вину родителей, которые дома не разговаривают с детьми на родном языке.

У меня тоже есть дети и внуки, и дома у меня идут «боевые действия» в связи с тем, что они между собой разговаривают только на русском языке. 

Да, мы должны быть благодарны русскому языку и русским учителям, которые в 40-60-е годы по направлению приезжали с прекрасных городов великой России и, когда у нас не было никаких коммунальных услуг и инфраструктуры, оставались в горах и учили нас. Русская культура и русский язык очень многое значат в становлении нашей национальной культуры. При этом мы не должны забывать и родных языков. Важнейшая функция языка в том, что он хранит культуру и передает ее из поколения в поколение. Потому сохранение родных языков - задача и государства, и общества в целом, и каждой семьи в отдельности»,- отметил Абдулмуслимов.

Свою позицию высказал и министр образования и науки Дагестана Яхья Бучаев, который также рассказал, что по инициативе Абдулмуслима Абдулмуслимова новые учебники на родных языках были внедрены в школах республики в последние годы, в том числе найдены средства для выпуска учебников на языках малочисленных народов - агульцев и цахурцев. Министерством предпринимаются и другие меры для сохранения родных языков. 

«Минобрнауки Дагестана в текущем месяце при поддержке Федерального института родных языков проведет курсы повышения квалификации учителей. Совсем скоро во всех школах республики напишут диктанты на родных языках. Также в регионе планируем ввести ОГЭ (на выбор учеников) по родным языкам»,- рассказал Бучаев. 

Глава Минобрнауки Дагестана также отметил, что количество часов, выделяемых в учебном плане на предметы по английскому языку совпадают с количеством часов, предусмотренных на преподавание родных языков. 

«Вот теперь, коллеги, берем шестидневный учебный план, где 3 часа - родной язык и литература, и 3 часа - английский язык. Это не только у вас, это везде так. За три часа изучения английского языка у нас дети выходят после школы, разговаривая на среднем уровне, читающие, переводящие и пишущие. Более того, те, кто чуть-чуть еще готовится, сдает ЕГЭ на высоком уровне. У нас в среднем по республике такие результаты. Английский для нас - чужой язык, но на родной язык выделяются те же три часа, которые дает наш учитель родного языка. Возьмите городскую школу — знания по родному языку у детей слабые, а иногда и нулевые, за те же 3 часа, а по английскому языку — прекрасный результат. Вопрос: а почему нет результата? Люди возмущаются и высказывают объективные недовольства по вопросу нехватки количества часов. Но так может сказать каждый предметник. Но опять-таки, повторюсь, за три часа английского языка есть результат, а за три часа родного языка — результата нет. Учебники сейчас все есть и доступны. Это благодаря поддержке Председателя Правительства Дагестана Абдулмуслима Мухудиновича, мы закупили все учебники по родному языку и литературе. Мы также купили историю Дагестана, географию Дагестана, культуру и традиции народов Дагестана. Во все школы данные книги поставлены.

Я лично попросил директора Федерального института родных языков Эсет Ибрагимовну Бокову ввиду того, что низкий уровень компетенции учителей родных языков, организовать курсы. Федеральный институт родных языков прекрасные курсы организовал. Мы попросили муниципалитеты отправить туда педагогов. Я уже четвертый день бьюсь и прошу, чтобы отправили учителей на курсы. Вот честно скажите, - здесь два учителя родных языков здесь сидят, вы записались на эти курсы? (Отвечают: да, сегодня). А мы четыре дня воюем! Я вас прошу, у нас сейчас совсем не в часах дело»,- высказался Яхья Бучаев, сообщает пресс-служба Правительства региона.

 


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

За последние пять лет библиотеки Карачаево-Черкесии пополнились 82 тысячами новых книг
erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Алексей Шаулов: «По ученику понимают, кто его учитель»
Проводником в мир знаний и во взрослую жизнь всегда был учитель. Но все стремительно меняется: и формат подачи материала, и дети, а главное, требования к школе и педагогу. Сегодня преподаватель должен непрерывно учиться, быть гибким и идти в ногу со временем. О том, как заинтересовать школьника, можно ли стать ребенку другом и что самое сложное в профессии педагога, рассказывает выпускник ДГУ, победитель регионального и финалист всероссийского этапов конкурса «Учитель года» Алексей Шаулов.