РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Достучаться до сердец читателей через родную речь, - Мадина Малсугенова

НИА-Кавказ

3jpdpn127m8646e7gbmyq20obpznl3w3Мадина Малсугенова - будущий учитель карачаево-балкарского языка и литературы, талантливый поэт и прозаик. Ее произведения в разные годы печатались в альманахе «Городские строки» (Санкт-Петербург), газете «Къарачай», в журнале «Тау аязы». Первый поэтический сборник Мадины вышел в 2022 году. Он называется «Джюрегими ауазы», что означает «Голос сердца». Недавно молодая писательница выпустила свой второй сборник под названием «Теплые снежинки». О своем творческом пути Мадина рассказала в интервью нашему корреспонденту.

-Расскажите о себе. Как давно вы пишите и чем занимаетесь сейчас?

-Писать стихи я начала в начальных классах, правда, назвать это стихами было довольно трудно. Писала небольшие четверостишия о природе, временах года, любила писать о бабушке. Но, в целом, в школьные годы у меня не было времени полностью посвящать себя поэзии, да и любая самостоятельная работа мне казалась целым гос.экзаменом. Слишком сильная сосредоточенность на школьных предметах, контрольных, экзаменах не открывала путь вдохновению. Таким образом, после получения заветного аттестата, ( где- то в 15-16 лет) я спокойно взялась за творчество... Начала чувствовать волну вдохновения, строить свой мир строк.

Я студентка 3 курса Института Филологии, кафедры карачаево-балкарской и ногайской филологии, преподаватель карачаевского языка в языковой школе «Sunny republic». В скором времени я собираюсь начать работу над новым проектом и готовлю учебные программы по родному языку.

-Как зародилась идея написать свой первый сборник?

-Честно говоря, не то, чтобы издавать свой сборник, даже публиковать строки в социальных сетях было страшновато. Но со временем я начинаю понимать, что мне это нравится, что у меня появляются читатели, осознаю, что это ещё и приносит пользу - люди снова начинают читать на своем родном языке, а дети таким образом лучше его усваивают.

Публикации, озвучка, использование в стихах слов, которые все реже используют в речи - все это становится увлекательным для меня, а количество читателей увеличивается.

Я, безусловно, верю в то, что Всевышний ставит нас в ту или иную ситуацию ровно тогда, когда это необходимо. Он посылает нам нужных людей ровно тогда, когда наступает время, но это осознается чуть позже. Я это к тому, что в этот период я случайным образом познакомилась с основателем интернет-магазина национальной атрибутики, национальной литературы «Tekmet.Shop»

Русланом Байрамуковым, поддержка которого и помогла мне выпустить, реализовать как первый сборник, так и второй.

-Что вас вдохновило на то, чтобы назвать первый сборник «Голос сердца»?

-И тема, и название, и структура первого сборника вырисовались сами по себе в процессе первых серьёзных шагов в этой сфере. Не могу сказать, что долго думала над названием или темой. Название полностью даёт "краткую характеристику" содержанию сборника. Отражение окутанного моими ощущениями мира в заметках, паузы в бесконечной беготне и фокус на деталях - все это сформировали сборник естественным образом.

-В чем особенность ваших произведений?

-Наверное, в том, что почти в каждом стихотворении я стараюсь раскрыть слова или выражения, которые все реже используют в речи, утрачиваются. При этом я всегда стараюсь выбирать актуальные темы для своих стихотворений.

-Расскажите про второй сборник «Теплые снежинки».

-Эта книга для детей и их родителей. Она включает в себя колыбельные, стихи для самых маленьких, которые только начинают держать головку, ходить, говорить и т. д.; стихи для дошкольников про безопасность в доме; про окружающий мир в целом; про то, как должен себя вести ребёнок по народным обычаям; стихи для младшего школьного возраста (цифры, буквы, школьные правила) и переводы некоторых известных произведений таких как "Что красивее всего", "Хороший день", "Что такое хорошо, что такое плохо?" и другие.

-Какие эмоции вы хотели вызвать у читателей, работая над этим сборником?

-Посредством второго сборника я хотела показать насколько увлекательным может быть познание окружающего мира в родной языковой среде. Ожидаю, конечно же, положительные эмоции. Хотелось бы вызвать прежде всего интерес родителей, а потом уже и детей.

-Какие важные уроки или сообщения вы хотели передать читателю через свои стихи?

-О многом хочется говорить с читателем. В общем, все сообщения сводятся к следующему - научиться обращать внимание на вещи, которые нам кажутся столь обыденными и привычными, научиться быть благодарным Всевышнему за каждый прожитый день.

-Планируете ли вы и дальше писать? Есть какие-то задумки?

-Конечно, если так пожелает Всевышний. Есть в мыслях несколько проектов, конкретные детали хотелось бы раскрыть чуть далее, понемногу реализуя их, а так цели все те же - достучаться до сердец читателей через родную речь.

-Что нужно знать и уметь начинающему поэту? Какие советы вы могли бы дать?

-Каждый человек смотрит на одни и те же вещи по-своему, соответственно, и почерк у всех разный, со временем он становится узнаваем читателями. Считаю важным сохранить свою, скажем так, индивидуальность, самобытность.

Старайтесь не упускать моменты вдохновения, не откладывайте свою мысль на более удобное время.. Эта мысль порой в удобное время пропадает. Воспринимайте здоровую критику от соответствующих людей спокойно и будьте благодарны.
Материал РИА КЧР


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

За последние пять лет библиотеки Карачаево-Черкесии пополнились 82 тысячами новых книг
erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Алексей Шаулов: «По ученику понимают, кто его учитель»
Проводником в мир знаний и во взрослую жизнь всегда был учитель. Но все стремительно меняется: и формат подачи материала, и дети, а главное, требования к школе и педагогу. Сегодня преподаватель должен непрерывно учиться, быть гибким и идти в ногу со временем. О том, как заинтересовать школьника, можно ли стать ребенку другом и что самое сложное в профессии педагога, рассказывает выпускник ДГУ, победитель регионального и финалист всероссийского этапов конкурса «Учитель года» Алексей Шаулов.