РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

М-А. Калиматов: «В республике стремительно растет число детей, не владеющих ингушским языком»

НИА-Кавказ

0805 4Глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов в ходе рабочего совещания в пятницу дал поручение Правительству РИ сформировать новый состав специальной комиссии, созданной в 2016 году для изучения проблем ингушского языка.

Руководитель региона считает необходимым организовать масштабные мероприятия по сохранению и развитию ингушского языка.

«В республике стремительно растет число детей, не владеющих ингушским языком даже на бытовом уровне. Такими темпами через пару поколений мы лишимся родного языка. А вместе с его исчезновением исчезнет и ингушский народ. Тех мер, которые мы до сих пор предпринимали для популяризации ингушского языка, уже недостаточно. Сейчас необходимо сформировать новый состав правительственной комиссии с участием специалистов ингушского языка из Научно-исследовательского института им. Ч. Ахриева, Ингушского государственного университета, Института повышения квалификации, педагогов с большим опытом преподавания в школах и других учебных заведениях. Задача комиссии – подробно изучить проблему и разработать предложения для ее решения», – сказал М-А. Калиматов.

Глава Ингушетии отметил, что Президент России Владимир Путин неоднократно отмечал важность сохранения языкового многообразия в России.

«Глава нашего государства серьезно озабочен тем, что некоторые национальные языки уже практически не имеют носителей. При этом Владимир Владимирович подчеркивал, что очень важно поддерживать это многообразие. То есть сегодня со стороны власти есть серьезная поддержка для сохранения и развития нашего родного языка», – заявил М-А. Калиматов.

По мнению руководителя субъекта, сегодня, чтобы изменить ситуацию, необходимо дать соответствующую подготовку молодым преподавателям родного языка.

«Для преподавателей ингушского языка нужно организовать переподготовку, регулярно проводить повышение квалификации. Нам нужны педагоги, которые смогут заинтересовать детей в изучении своего родного языка, очень богатого и выразительного. Только учитель, который сам чувствует красоту ингушского языка, сможет передать его глубину и богатство и привить к нему любовь у детей.  Если мы не сможем сберечь свой язык, навсегда покроем себя позором. Наши предки даже в самых тяжелых условиях смогли сохранить его и передать нам», – подчеркнул М-А. Калиматов.

Глава региона обратил внимание на необходимость активного использования ингушского языка в семье. 

«Семья – это первичное звено в обучении ребенка родному языку. Дети в первую очередь осваивают его на бытовом уровне. Так всегда было. Но сейчас и эта система рушится. Чаще всего выходит так, что и дома дети не общаются на родном языке. Родители идут на поводу у детей и говорят с ними на русском языке. Хорошее знание русского – это сегодня необходимость, которая обеспечивает человеку определенный социальный статус, помогает легко интегрироваться в любой сфере. Но это никак не отменяет потребности в изучении родного языка. Он базовый и без его знания, человек не может быть самодостаточным и цельным, не может считаться представителем своего народа. Более того, даже если человек позже научится своему родному языку, это будет не чистый ингушский язык, а калькированный», – считает М-А. Калиматов.

Два года назад ученые Института языкознания РАН представили программу сохранения языков России, которая будет реализовываться в течение 2022-2032 годов. В России, по их оценке, насчитывается около 150 языков коренных малочисленных народов. Половина или более существующих сейчас языков исчезнут к концу XXI века. За последние полтора века в России вымерли 25 языков, из них треть – в постсоветский период. Около 16% языков находятся на грани исчезновения, 75% – исчезают или находятся под угрозой исчезновения.

Ингушский язык, в соответствии с информацией ЮНЕСКО, содержащейся в Атласе языков мира, находящихся в опасности, отнесен к «уязвимым». Это значит, что, если молодые поколения перестанут говорить на нем, как на родном языке, он перейдет в категорию исчезающих языков. А это почти всегда уже необратимая стадия, сообщает пресс-служба Главы и Правительства РИ


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

За последние пять лет библиотеки Карачаево-Черкесии пополнились 82 тысячами новых книг
erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Алексей Шаулов: «По ученику понимают, кто его учитель»
Проводником в мир знаний и во взрослую жизнь всегда был учитель. Но все стремительно меняется: и формат подачи материала, и дети, а главное, требования к школе и педагогу. Сегодня преподаватель должен непрерывно учиться, быть гибким и идти в ногу со временем. О том, как заинтересовать школьника, можно ли стать ребенку другом и что самое сложное в профессии педагога, рассказывает выпускник ДГУ, победитель регионального и финалист всероссийского этапов конкурса «Учитель года» Алексей Шаулов.