РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Профессор Ставропольского филиала Президентской академии отмечает, что почитание людей труда – это древняя и священная традиция русского народа

НИА-Кавказ

agamov 0424С древнейших времен, от египетских пирамид до величественных православных соборов, от старинных икон до разведения картофеля, все великие и малые достижения человеческой цивилизации были основаны на созидательном и творческом труде.

И дело даже не том, что, как считали родоначальники марксизма, труд способствовал превращению обезьяны в человека, а в том, что сотворение всего нового в человеческом сообществе изначально возвышало личность над природной физиологией, порождая уникальный феномен – единство «креативности разума и души».

Любой истинно творческий вид труда должен изначально зародиться в человеческом сознании и вызреть в глубине его души, еще до того, как за его практическую реализацию возьмутся умелые руки. Следовательно, сам труд – это не просто механическое преобразование материи природы в новую социальную действительность, а постоянное одухотворение физической реальности, наделение смыслом и ценностью любого действия человека по принципу – созидай для себя и всех людей благо, но не сотвори при этом вреда ближнему.

Конечно же, подобное гуманистическое понимание смысла и цели трудовой деятельности в истории наличествовало далеко не во всех учениях прошедших эпох, а также далеко не во всех странах, в том числе и тех, правители которых уверенно считали себя передовыми в технологиях и самыми прогрессивными в политике и идеологии. Зачастую вопрос о роли и значении созидательного труда в обществе подменялся функциональной эффективностью и достижением максимальной выгоды в любом виде производства.

Такое прагматическое и утилитарное понимание смысла трудовой деятельности человека в западной цивилизации стирало его творческую сердцевину и духовные компоненты созидания «вещей со смыслом и ценностью». Напротив, в культурной традиции многих народов России труд и духовное творчество рассматривался как единое целое, а потому любой вид труда считался созидательным, при наделении его священным смыслом – сотворении добра.

Потому и особое почитание людей труда – это древняя и священная традиция русского народа. Еще в старинном славянском трактате «Поучение князя Владимира Мономаха» было многократно писано о том, что труд – это и есть высшее мерило человеческой души, его достоинства, нравственности и добродетели.

«Ведь даже сам житейский до обыденности принцип русского народа – «жить и поживать, добра наживать» – глаголил вовсе не о наживе узкой и корыстной, а о неизменном приращении доброты, ибо труд как добродетель и есть добрые деяния человека. А благо творить ближнему требует сам дух человеческий, ибо благодеяние выступает как символ единства достоинства при достатке, а человеком «нажитое добро» не одними деньгами и вещами меряется.

Даже знаменитый русский «Домострой», при всей своей архаичности и консервативности, поучал отцов семейства не только строить дом и копить имущество, но и радеть о воспитании чад своих, с младых ногтей в труде и добропорядочности жить приученных. Так и строился на Руси не просто дом, как жилище временное, но происходило устроение самой семьи, упрочение ее быта, устоев и нравственных ценностей, в коей прибавление добра было неотделимо от порядочности, а истинный достаток не мог существовать без достоинства.

И не суть столь важно было при этом – боярин родовитый хранил сии принципы трудолюбия и нравственности в семье, или же простой крестьянин тот же священный смысл труда проповедовал своим малым дитем на пахоте. Ибо само слово «крестьянин» изначально едино было по роду своему с понятием «христианин», а достаток прямой и вещный хоть и был намного меньшим у землепашца, но даже в крестьянской избе добро в высоком смысле слова завсегда было его истинным мерилом и ценностью», – отметил Александр Агамов, профессор Ставропольского филиала Президентской академии.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

За последние пять лет библиотеки Карачаево-Черкесии пополнились 82 тысячами новых книг
erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Алексей Шаулов: «По ученику понимают, кто его учитель»
Проводником в мир знаний и во взрослую жизнь всегда был учитель. Но все стремительно меняется: и формат подачи материала, и дети, а главное, требования к школе и педагогу. Сегодня преподаватель должен непрерывно учиться, быть гибким и идти в ногу со временем. О том, как заинтересовать школьника, можно ли стать ребенку другом и что самое сложное в профессии педагога, рассказывает выпускник ДГУ, победитель регионального и финалист всероссийского этапов конкурса «Учитель года» Алексей Шаулов.