РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Под руководством Сергея Меликова подведены итоги Года педагога и наставника

НИА-Кавказ

170672121131 января, Сергей Меликов провел заседание Совета при Главе Республики Дагестан по науке и образованию.

В нем приняли участие педагоги, руководители образовательных учреждений, научные деятели, начальники городских и районных управлений образования, учащиеся и их родители, общественные деятели.

На площадке Республиканского центра образования в Каспийске для гостей мероприятия было развернуто свыше 20 экспозиций по различным областям и достижениям в образовании.

До начала пленарной части заседания глава региона осмотрел выставки, подготовленные школьниками и учащимися колледжей из городов и районов Дагестана. В том числе ознакомился с навыками студентов по ковроткачеству, робототехнике, росписи по дереву, ювелирному мастерству и другим направлениям.

Так, одна из площадок Совета была посвящена древнему народно-художественному промыслу – тастароплетению. Вопрос сохранения народных художественных промыслов республики – приоритетная задача правительства региона и Главы РД Сергея Меликова. В этой связи в системе дополнительного образования реализуется и возрождаются кружки и классы, в которых передают детям навыки и искусство их предков. В частности, на базе РЦО для детей работает кружок по тастароплетению.

А вот Центр развития талантов «Альтаир» представил на Совете две выставочные площадки – достижения юнармейского движения республики и команды учащихся и педагогов на Всероссийском проекте «Классная страна».

Также здесь прошли интерактивные мероприятия: акция «Письмо солдату», игра «Герои России». Были презентованы туристско-образовательные маршруты и Азбуки символов Республики Дагестан.

Среди других достижений – создание по инициативе главы Дагестана в рамках реализации проекта Российского футбольного союза «Футбол в школе» Школьной футбольной лиги. Это самый массовый турнир в истории школьного спорта Дагестана.

Молодой, уникальный проект уже принес свои достижения в республиканскую «копилку побед» – в 2023 году Команда из Ахвахского района заняла 3 место на Всероссийских соревнований Школьной Футбольной лиги РФС. В текущем сезоне в Школьной футбольной лиге на республиканском этапе принимают участие дети со 2 по 9 классы включительно. 512 команд в 8 параллелях со всех муниципалитетов Дагестана поборются за звание лучшей команды. В турнире примут участие и команды девушек.

По словам руководителя региона, вопросам поддержки талантливых детей и молодежи в республике уделяется особое внимание. Ежегодно открываются учреждения дополнительного образования – «Кванториум», Центры цифрового образования «IT-куб» и «Точка роста», способствующие развитию знаний детей в разных областях науки, техники, экономики, строятся многофункциональные спортивные площадки, успешно реализуется проект «Футбол в школе». В целом на конец 2023 года охват дополнительным образованием составил около 430 тысяч учащихся.

На повестке пленарной части заседания были вопросы, посвященные Году семьи, достижениям в сфере образования за 2023 год, а также планы на будущее.

Участники Совета говорили о роли семьи и наставников в воспитании и профессиональном самоопределении детей и молодежи; о результатах реализации проекта «Мой Дагестан. Край, в котором я живу» для детей школьного возраста; об итогах Года педагога и наставника в Дагестане и основных направлениях развития системы образования республики в этом году.

Сергей Меликов начал заседание с благодарности педагогам и наставникам за неоценимый вклад в образование и воспитание детей.

«Мы сейчас пообщались с первоклассниками. Когда такие малыши читают стихи Расула Гамзатова, когда они говорят о намерении свои будущие ордена и медали прикрепить к вершинам Дагестана, когда понимают, что такое наша большая Родина, и какое место в ней занимает наш Дагестан, – это очень трогательно. Хотел бы поблагодарить педагогов и наставников за то, что даете такой большой эмоциональный потенциал нашим маленьким друзьям. По-другому я их не могу назвать, потому что в дружбе, в единстве, в сохранении наших ценностей мы сегодня сильны», – подчеркнул глава региона.

Сергей Меликов напомнил, что родители и педагоги – это две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно переоценить.

«Вопрос воспитания комплексный, здесь в тесной связи должны работать педагог, ученик, воспитатель и родитель. Главная задача современного образования – воспитать поколение самостоятельных, мобильных и востребованных членов общества», – сказал он.

По словам главы республики, важными приоритетами работы остаются обеспечение равной доступности образования, в том числе и дошкольного, создание благоприятных условий для развития талантов, поддержка педагогов, повышение качества образования.

Сергей Меликов также отметил, что реализация вышеуказанных задач невозможна без качественного преподавания и воспитания школьника. При этом, добавил он, именно педагог является главным источником качества обучения, развития и воспитания школьника.

«Войны выигрывают не полководцы, а школьные учителя», – эти слова Отто фон Бисмарка, которые Владимир Путин назвал верными во время прямой линии, процитировал сегодня Сергей Меликов подчёркивая значимость роли педагогов.

«Я как военный человек подтверждаю это на сто процентов. Человек приходит защищать Родину с чувством патриотизма и гордости. А это закладывается в семье и развивается педагогами, теми школьными учителями, о которых говорит президент. Это высокая значимость формирования у обучающихся чувства гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации», – сказал глава региона.

Сергей Меликов подчеркнул, что сегодня руководство страны создает все условия, чтобы дети росли в атмосфере тепла, заботы и благополучия, для счастливого материнства и отцовства.

«Из счастья каждой конкретной семьи складывается процветание нашего государства, что неоднократно подчеркивает Владимир Владимирович Путин», – отметил он.

Подчеркнул Сергей Меликов в своем выступлении особую актуальность и значимость патриотического воспитания подрастающего поколения. Оно должно вестись в том числе, опираясь на подвиги дагестанских военнослужащих. В новый учебник истории России, по которому уже занимаются старшеклассники, в специальный раздел вписано имя первого Героя России на СВО Нурмагомеда Гаджимагомедова, напомнил глава региона.

«Конечно, это особая гордость для Дагестана. Сегодня мы говорим уже о девяти наших земляках, которые стали Героями России. Такого результата ни у одного региона нет с начала спецоперации. Именно они – солдаты, офицеры, добровольцы, мобилизованные – подают лучший пример нашим детям», – отметил Сергей Меликов.

В прошлом году в Дагестане появился уникальный телевизионный проект – «Сильные духом». В нём матери дагестанцев-участников СВО рассказывают истории о своих сыновьях, о том какие они были до участия в СВО и как мужественно они себя проявили, защищая интересы страны. Автором телепроекта является Мехрибан Муслимова – мама офицера Адима Муслимова. В этом году проект расширит свои границы и начнет реализовываться в школах и колледжах республики в рамках уроков «Разговоры о важном».

Глава Дагестана обратил внимание глав муниципалитетов на необходимость обеспечения многообразия программ детского дополнительного образования.

«Говоря о воспитании молодого поколения, мы должны учитывать важность в этом плане дополнительного образования. Оно сочетает в себе функции воспитания, обучения, социализации, поддержки и развития талантливых и одаренных детей. Для государства важен каждый человек, в особенности в его юном возрасте, мотивированный на качественную учебу, достижение как собственных, так общественно значимых целей. Инструментом по достижению этих целей станет реализация программ дополнительного образования. При этом, конечно, нужно одинаково хорошо развивать науку, искусство и спорт», – сказал Сергей Меликов.

Вместе с тем глава Дагестана выразил недовольство тем, что вузы Дагестана не наладили сотрудничество со школами.

Слабое взаимодействие, по мнению главы региона, препятствует подготовке квалифицированных кадров уже со школьной скамьи.

«Если девочка в первом классе говорит, что хочет стать учительницей, закрепите у неё это желание. Приглашайте на День открытых дверей не меня, а тех, кому это полезно, – школьников. Определите среди этих 30 детишек тех, у кого загорелись глаза, берите их за руку и ведите дальше. И тогда вы получите новые кадры. А пока у нас вузы оторваны от средней школы!» – обратился руководитель республики к ректорам вузов и был поддержан аплодисментами зала.

Сергей Меликов поручил вынести этот вопрос для более детального обсуждения на следующее заседание Совета.

Помимо прочего, Сергей Меликов анонсировал реализацию проекта для выпускников дагестанских школ.

Суть проекта – подарок родной школе.

«Возможно, экипировкой для спортсменов или предметами для качественного обучения. Мы все когда-то оканчивали свои школы. Многие помнят своих первых учителей. И каждый из нас, не заглядывая в далекие перспективы и не пытаясь получить положительные комментарии в социальных сетях, если просто подарит своей школе теннисный стол, шахматную доску, экипировку для футбольной команды, это будет очень полезно. Мы вечные должники, навсегда обязанные своим учителям и наставникам», – рассказал Сергей Меликов.

Глава Дагестана жёстко раскритиковал решения районной администрации касательно школы в селе Шиназ. Здание было снесено ещё до начала строительства новой школы, о комфортных условиях для обучения детей при этом в муниципальном Управлении образования не позаботились.

«За всё, что происходит в Дагестане, за каждый кирпич и бордюр должен отвечать глава региона. Но вы же должны мне помогать. Вы с какого года начальник отдела образования? Возьмите на себя ответственность, а не прячьтесь за спинами руководителей, педагогов, в том числе директора школы, родителей и детей, которым холодно и не комфортно учиться. А что сделали вы, чтобы исправить ситуацию?» – обратился Сергей Меликов к начальнику Управления образования Рутульского района Фермана Ахмедбекова и «освободил» его от участия в заседании Совета.

Глава Дагестана поручил провести служебную проверку и принять соответствующие решения, в том числе кадровые.

В целом 2023 год был продуктивным для системы общего образования республики.

Школы Дагестана подготовили немало блестящих выпускников – 29 школьников сдали ЕГЭ на 100 баллов и смогли поступить в лучшие вузы страны.

Подробно об итогах Года педагога и наставника в Дагестане и об основных направлениях развития системы образования республики в Год семьи рассказал министр образования и науки РД Яхья Бучаев.

Он заявил, что все 97 мероприятий Года педагога и наставника успешно проведены. В них было вовлечено более 700 тыс. педагогов, наставников, родителей и учащихся.

Работа велась по трём основным направлениям, обеспечивающим модернизацию образовательной инфраструктуры, развитие содержания и качества образования в целом, а также повышение профессионального мастерства и стимулирования педагогических работников и управленческих кадров системы образования, в том числе по награждению педагогов за их добросовестный труд государственными и ведомственными наградами.

Одним из значимых событий явилось учреждение в 2023 году по поручению главы Дагестана новой формы поощрения педагогов, осуществляющих наставническую деятельность – нагрудного знака «Почетный наставник сферы образования Республики Дагестан» и нагрудного знака «Династия педагогов Республики Дагестан», которым награждаются победители и призёры нового республиканского конкурса профессионального мастерства «Педагогическая династия». Государственными и ведомственными наградами за истекший год были отмечены более 3 тыс. педагогов.

В 2023 году на федеральном и региональном уровне внедрены новые меры материальной поддержки в рамках Всероссийских профессиональных конкурсов педагогов.

Яхья Бучаев подчеркнул приоритетность повышения престижа профессии педагога:

«Это одна из важных задач для министерства. В рамках этого направления за 2023 год была проведена большая работа. С 1 сентября прошлого года в каждом муниципальном образовании открыто 149 психолого-педагогические классов. Это направление будем развивать и дальше, вовлекая все большее количество детей в увлекательный мир благороднейшей профессии», – сказал профильный министр.

По словам руководителя ведомства, проведена большая работа по улучшению состояния инфраструктуры системы образования региона. Министр поблагодарил главу и правительство республики за содействие.

Яхья Бучаев напомнил, подводя итоги реализации Года педагога и наставника на Всероссийском совещании с участием руководителей высших исполнительных органов субъектов РФ, министр Просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов отметил Дагестан в числе абсолютных лидеров по количеству введенных в эксплуатацию школ, детских садов и реализации программы капитального ремонта школ, инициированное президентом страны Владимиром Путиным.

Открыто 26 детских садов на 4 140 мест и 17 школ на 7 576 мест. В 2024 году реализация программ строительства и капитального ремонта школ и детсадов продолжается.

Особое внимание уделяется сохранению историко-культурного наследия Дагестана. Образовательными организациями проведены масштабные мероприятия к 100-летию Расула Гамзатова с охватом более 1 млн человек.

В школах республики внедрены обязательные уроки по родным языкам и родным литературам. Реализуется уникальный образовательный проект для учащихся 1 классов «Мой Дагестан. Край, в котором я живу», поддержанный Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Закуплены почти 177 тыс. учебных пособий по истории Дагестана, около 200 тыс. – по родному языку и литературе, 85 тыс. – по географии Дагестана.

Вместе с тем министр образования и науки РД озвучил проблему с обеспечением школьников учебниками и рассказал о том, как этот вопрос решается на федеральном и республиканском уровне.

В том числе по обращению главы республики из обменно-резервного фонда г. Москвы и Московской области более 210 тыс. учебных изданий были переданы в муниципалитеты с наибольшим дефицитом. Также с сентября 2023 года началась реализация проекта по подключению дагестанских школ к подсистемам и сервисам Московской электронной школы, электронная библиотека которой содержит около 2 млн цифровых образовательных материалов, в том числе уникальные виртуальные лаборатории, интерактивные приложения и видеоуроки. Три пилотные школы Махачкалы, Каспийска и Дербента уже успешно прошли все этапы подключения к МЭШ.

С января 2024 года началось подключение к этой системе всех школ региона.

«По поручению президента страны разрабатываются единые федеральные учебники по всем предметам, исключительные права на которые будут принадлежать Российской Федерации. Полный переход на новые учебники планируется осуществить в ближайшие пять лет. Считаем целесообразным обратиться к высшему руководству страны с предложением о централизованном обеспечении школ государственными учебниками по аналогии с централизованным обеспечением школьными автобусами, которых, кстати, в 2023 году республика получила 72 единицы», – сказал Бучаев.

Остановился он и на вопросах повышении качества образования.

В 2023 году впервые в республике для обеспечения объективности проведения ГИА было организовано видеонаблюдение при проведении экзаменов в 9 классах. Внедрение системы видеонаблюдения планируется и при проведении иных оценочных процедур.

С целью же повышения качества преподавания ведется поэтапная реализация мероприятий, направленных на ликвидацию дефицита педагогических кадров, повышение уровня профессионального мастерства и компетенций педагогов. С 2024 года основной акцент будет сделан на начальную школу.

«На сегодняшний день дефицит кадров составляет более 200 педагогов. Кроме того, до 2030 года в связи с вводом в эксплуатацию новых школ и детсадов этот дефицит значительно увеличится», – отметил министр образования и науки.

С целью решения проблемы в Дагестане работает программа «Земский учитель». В 2023 году в сельские школы направлен 61 педагог.

Кроме того, открываются профильные классы по педагогическому, физико-математическому, естественнонаучному, гуманитарному, техническому и аграрному профилям. Уже сформированы 8 профильных инженерных классов, 149 психолого-педагогических. В этом году в школах республики появятся 22 аграрных класса, а на базе Центра развития талантов «Альтаир» откроется физтехшкола.

В Год семьи в Дагестане будет продолжена работа по поддержке талантливых детей и молодежи, организации летнего отдыха и оздоровления, оказания мер поддержки семьям участников СВО и др.

Как отметила на заседании председатель Комитета по образованию и науке НС РД Елена Павлюченко, минувший Год педагога и наставника позволил открыть новые возможности для профессионального роста педагога.

«Год педагога и наставника был объявлен не только для поднятия престижа профессии, но и для выявления проблем в сфере образования. 2023 год был посвящен в том числе и решению острых вопросов.

Так, одной из задач для образовательной системы стало снижение бюрократической нагрузки на педагогов. Упрощение отчетности способствует повышению эффективности образовательного процесса, что в свою очередь благоприятно сказывается на качестве образования в целом», – сказала она.

Елена Павлюченко отметила положительные результаты в этом направлении. По словам парламентария, с 2023 года строго ограничен перечень отчетных документов.

На роль семьи и наставников в воспитании и профессиональном самоопределении детей и молодежи в своем выступлении сделала акцент президент Ассоциации педагогов Дагестана, директор Республиканского центра образования Анжела Байрамбекова.

«Мы понимаем, что на формирование взглядов ребенка большое влияние оказывает интернет-пространство, социальные сети, сверстники. Но я думаю, что самое главное – это среда, где формируется человек: где он слышит и запоминает первые слова, видит отношение друг к другу, формирует свои ценности, ощущает поддержку или ее отсутствие в трудных ситуациях. Именно в семье мы учимся отвечать благодарностью или равнодушием на доброе дело. Когда ребенок получил двойку, испачкал новую одежду, его упрекнут? Или скажут: «Ничего, бывает, все можно исправить»? Ситуаций очень много. Все они формируют личность. Поэтому задача современных образовательных организаций – помочь родителям раскрыть себя как воспитателя, как источник сохранения преемственности национальной культуры, как гражданина великой страны. В этом плане взаимодействие семьи и школы очень важно, в том числе и в выборе будущей профессии ребенка», – выразила мнение Анжела Байрамбекова.

Президент Ассоциации педагогов Дагестана ознакомила участников заседания с идеей разработки комплексной программы работы с родителями, нацеленной на создание условий для раскрытия их потенциала в образовательной и воспитательной среде, формирование доверительных отношений и создание траекторий успеха ребенка для его самореализации. В этой связи уже проводится мониторинг ценностных ориентиров родителей, образовательные семинары и квесты.

Завершилось мероприятие награждением педагогических работников государственными и ведомственными наградами,  сообщается на официальном сайте Главы республики.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

За последние пять лет библиотеки Карачаево-Черкесии пополнились 82 тысячами новых книг
erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Алексей Шаулов: «По ученику понимают, кто его учитель»
Проводником в мир знаний и во взрослую жизнь всегда был учитель. Но все стремительно меняется: и формат подачи материала, и дети, а главное, требования к школе и педагогу. Сегодня преподаватель должен непрерывно учиться, быть гибким и идти в ногу со временем. О том, как заинтересовать школьника, можно ли стать ребенку другом и что самое сложное в профессии педагога, рассказывает выпускник ДГУ, победитель регионального и финалист всероссийского этапов конкурса «Учитель года» Алексей Шаулов.