РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

1100-летие Крещения Алании, беседы с историком: кто, где и как?

НИА-Кавказ

PICT0126Мы продолжаем рассказ о Крещении Алании. И вновь собеседник корреспондента НИА-Кавказ Мамиев Михаил Эрнестович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и археологии РСО-Алания.
Итак, Крещение Руси связанно с конкретной политической фигурой – киевским князем Владимиром Святославичем. Есть ли аналогичная фигура в истории Крещения Алании?

- Действительно, о монархе, при котором крестилось Древнерусское государство, мы знаем достаточно много. В частности – имя, какие-то биографические сведения, примерная дата и обстоятельства крещения князя. Есть даже предположение о том, в каком именно херсонесском храме и в какой купели было совершенно над ним это церковное таинство. Относительно аланского государя, который, подобно киевскому князю, выступил инициатором крещения своей страны или, по крайней мере, санкционировал его, мы практически ничего не знаем. Факт принятия христианства той или иной страной, определяется официальным крещением ее верховного правителя, которое и становится началом смены государственной идеологии. Известно, что некоторые из аланских царей принимали христианство, начиная со второй половины VIII в., но здесь речь идет, скорее, о личном выборе, который не имел особенного влияния на конфессиональную ситуацию в стране. Вспомним, в этой связи, про крещение княгини Ольги и о не принявшем православие ее сыне Святославе. Но уже к началу X в. Алания была готова к своему историческому выбору. Современник происходивших событий арабский географ Ибн Рустэ удивительно емко охарактеризовал это короткой и содержательной фразой: «Царь аланов христианин в сердце». Имеющиеся источники не дают нам точной даты крещения аланского государя, сделавшего православие официальной религией своей страны. Современные научные данные указывают на временной промежуток с 914 по 918 г. Столь же приблизительна и дата крещения князя Владимира, 987–989 гг.
Вы сказали, что Крещение Алании в источниках представлено лучше, чем Крещение Руси. О каких источниках идет речь?
- Скажем так, Крещение Алании значительно лучше документировано. Речь идет о письмах византийского патриарха Николая Мистика, которые он писал миссионерам, посланным в Аланию. Всего до нас до нас дошло шесть писем, адресованных монаху Евфимию, который вначале возглавлял миссию, а затем и присоединившемуся к миссионерам архиепископу Петру, крестившему аланского царя. Вот этот комплекс писем, получивший название «Аланского досье Николая Мистика» и стал основным источником по Крещению Алании. Существуют источники, которые указывают на учреждение аланской архиепископии, а затем и митрополии. Некоторые косвенные сведения иллюстрируют происходившие конфессиональные изменения в христианизировавшемся аланском обществе. Для сравнения, о процессе Крещения Руси мы знаем, в основном, из более поздних источников, причем некоторые сведения в них носят уже полулегендарный характер. Исторических свидетельств подобных «Аланскому досье» для Крещения Руси науке не известно.
Теперь относительно места, где архиепископ Петр крестил аланского царя, и где происходило крещение его подданных. Существует информация о том, что Крещение Алании произошло в сохранившихся храмах Нижне-Архызского городищ и в водах реки Большой Зеленчук, а в одном из вышеназванных храмов до сих пор хранится древняя купель. Так ли это?
К сожалению, место крещения аланского царя до сих пор не известно. Действительно, существует предположение, что крещение монарха происходило в одном из храмов Нижне-Архызского городища. Но, во-первых, дошедшие до нас здания храмов датируются более поздним временем, хотя и в пределах X в., а, во-вторых, этот средневековый город, название которого, к сожалению, утрачено, при всей своей несомненной значимости, не был столицей страны. Столица Алании, Магас, находилась, согласно последним исследованиям, близ современного с. Эльхотово, РСО-Алания, и получило широкую известность как городище Верхний Джулат – крупнейший из всех известных средневековых городов Северного Кавказа. Логично предположить, что царь со своей семьей и приближенной аристократией принял крещение в столице. Но подтверждений этому мы тоже не имеем. Таким образом, место крещения аланского царя пока остается открытым.
Что касается упомянутой Вами купели, то речь идет, по-видимому, о резервуаре в притворе Северного храма Нижне-Архызского городища, который некоторые исследователи считают кафедральным собором средневековой Аланской епархии. Дело в том, что назначение этого небольшого сооружения в качестве купели не подтверждается. Существует его более правдоподобная идентификация как варианта так называемого непопираемого места, предназначенного для специального слива воды из храма.

На фото НИА-Кавказ - Средний Зеленчукский храм, православный храм XI века, расположенный на территории Нижне-Архызского городища в долине реки Большой Зеленчук (Карачаево-Черкессия).


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

За последние пять лет библиотеки Карачаево-Черкесии пополнились 82 тысячами новых книг
erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Алексей Шаулов: «По ученику понимают, кто его учитель»
Проводником в мир знаний и во взрослую жизнь всегда был учитель. Но все стремительно меняется: и формат подачи материала, и дети, а главное, требования к школе и педагогу. Сегодня преподаватель должен непрерывно учиться, быть гибким и идти в ногу со временем. О том, как заинтересовать школьника, можно ли стать ребенку другом и что самое сложное в профессии педагога, рассказывает выпускник ДГУ, победитель регионального и финалист всероссийского этапов конкурса «Учитель года» Алексей Шаулов.