РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

1100-летие Крещения Алании, беседы с историком: начало

НИА-Кавказ

PICT0106Что представляло из себя государство аланов в начале X-го века нашей эры? С этого вопроса началась беседа корреспондента НИА- Кавказ с Мамиевым Михаилом Эрнестовичем, кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института истории и археологии РСО-Алания.

- В тот период Алания – это единое централизованное раннефеодальное государство, которое имело статус сильной региональной державы, не уступавшей в своем социально-экономическом развитии своим соседям. И ее элиты, и общество в целом было готово к принятию христианства, как великой мировой религии.
Что означала такая готовность?
- Зрелость аланского общества для восприятия христианства. Ведь это означало возможность интеграции в средневековую европейскую культуру, с сохранением собственной, скифо-сарматской культурной традиции. Все это подтверждается последующими событиями – довольно быстрой и глубокой христианизацией большей части аланского общества и его интеграции в византийскую цивилизацию. К сожалению, мы не располагаем достаточным количеством источников, позволяющих детализировать происходившие события. Впрочем, такая же проблема существует при изучении христианизации и других христианских народов. Поэтому исследователи вынуждены проводить научные реконструкции. К сожалению, мы мало знаем о дохристианской религии алан, но по целому ряду косвенных признаков можно предположить, что это была монотеистическая система.
Почему аланские властители выбрали именно христианство византийского толка?
- Здесь нужно указать на географическое и, шире, геополитическое положение средневекового Аланского государства. Оно располагалось в центральной части Кавказа, с контролем над всеми (кроме дербентского) основными перевальными путями через хребет, по которым могли проходить и купеческие караваны, и воинские подразделения, и дипломатические миссии. Это были сухопутные магистрали, связывавшие цивилизации кочевого севера с государствами Передней Азии. Алания, обладавшая столь выгодным расположением и высоким уровнем социально-политического развития, веками выступала естественным посредником в контактах между региональными сверхдержавами – Византией, Ираном, тюркскими империями, Арабским халифатом... Именно Византийская империя оказалась цивилизационно ближе для Алании. Кроме того, совпадали и политические интересы этих двух государств.
Кочевой тюркский север, Хазарский каганат, были скорее антагонистами для наследников скифской цивилизации. Ислам тоже не был воспринят. Вспомним про полуторовековое участие Алании в войнах против Арабского халифата. Здесь следует указать на то, что часть алан исповедовала ислам. Вероятно группы, связанные с торговлей с Востоком. Если же говорить об аланском обществе в целом, то византийская цивилизация была для него наиболее близкой и в условиях назревшего выбора – безальтернативной. Алания и Византия – наследники двух веками контактировавших и взаимодействовавших культурных традиций – эллинской и скифскоой.
А какое влияние на этот процесс оказали южные соседи алан – Грузия и Армения, которые приняли христианство еще в IV веке?
- Действительно, Армения, это первое государство, принявшее христианство в качестве государственной религии. На территории современной Грузии тогда существовала Иберия, также принявшая христианство в IV в. Но к началу X в., когда произошло крещение Алании, армянская церковь уже не признавалась Константинопольским патриархатом. Да и сама страна была раздроблена и не могла проводить международной миссионерской политики, тем более на таком расстоянии. Грузии же, как единого государства в это время не существовало. Располагавшиеся на этой территории княжества в принципе не могли влиять на религиозную политику централизованного Аланского государства. Только Абхазское царство оказывало поддержку византийским миссионерам, и то, по просьбе Константинопольского патриарха.
Именно поэтому ни Армения, ни Грузия никакого влияния на процесс принятия Аланией христианства оказать не могли.
Что дало крещение Аланскому государству и обществу?
Принятие христианства всегда имеет большое прогрессивное значение. И общество, и государство получают мощный импульс для дальнейшего развития. Для Алании – это было вхождение в Византийскую цивилизацию, в Византийскую семью народов, на тот момент наиболее развитую часть христианского мира. Именно после крещения происходит быстрое развитие Аланского государства, достигшего наибольшего могущества в X–XI вв. Алания становится все более востребованной и как военный, и как политический партнер. Ведется строительство городов, храмов и, что особенно важно – развивается письменность. Рождается аланская христианская культура, аланское православие, соединившее в себе древнюю индо-иранскую традицию и церковную ортодоксию.
Крещение Руси связанно с конкретной политической фигурой – киевским князем Владимиром Мстиславовичем. Есть ли такой аналог в истории Крещения Алании?
Однако ответ на это вопрос вы сможете узнать в нашем следующем материале.
На фото НИА-Кавказ - Северный Зеленчукский храм, православный храм XI века, расположенный на территории Нижне-Архызского городища в долине реки Большой Зеленчук (Карачаево-Черкессия).


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

За последние пять лет библиотеки Карачаево-Черкесии пополнились 82 тысячами новых книг
erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Алексей Шаулов: «По ученику понимают, кто его учитель»
Проводником в мир знаний и во взрослую жизнь всегда был учитель. Но все стремительно меняется: и формат подачи материала, и дети, а главное, требования к школе и педагогу. Сегодня преподаватель должен непрерывно учиться, быть гибким и идти в ногу со временем. О том, как заинтересовать школьника, можно ли стать ребенку другом и что самое сложное в профессии педагога, рассказывает выпускник ДГУ, победитель регионального и финалист всероссийского этапов конкурса «Учитель года» Алексей Шаулов.