РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Сергей Меликов: Наши приоритеты в образовании останутся неизменными – это доступность и качество

НИА-Кавказ

168184866918 апреля, Сергей Меликов провел заседание Совета при Главе РД по науке и образованию.

Оно прошло в махачкалинском Доме дружбы. В фойе гостей ждала выставка дополнительного и среднего профессионального образования детей из разных городов и горных районов Дагестана. В экспозиции представлены изделия народных художественных промыслов, сделанные детьми: кубачинские платки с золотой вышивкой, кольчуги, ботлихские резные изделия из дерева, табасаранские коврики и многое другое.

Началось заседание с приятной церемонии: Сергей Меликов вручил именные часы Главы Республики Дагестан призерам Всероссийской олимпиады школьников Патимат Самедовой и Айшат Магомедовой.

Патимат Самедова уже во второй раз стала призёром Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Из 120 возможных баллов в заключительном туре она получила 100.

Другая дагестанка – Айшат Магомедова – продемонстрировала блестящие знания в области экологии – она набрала 92 балла из 118 возможных.

Обе выпускницы и их наставники получат по 100 тысяч рублей.

Всероссийская олимпиада школьников – старейшая и самая престижная олимпиада в стране. Победители и призёры её заключительного этапа зачисляются в профильные вузы без экзаменов.

Глава региона поблагодарил девочек за старания, а родителей и педагогов-наставников – за возможность добиться успеха.

«Именно такие неравнодушные педагоги вносят большой вклад в развитие республики и страны. Хочу выразить слова благодарности всем педагогам, учителям, управленцам, организаторам образовательной деятельности за ваш благородный труд в воспитании подрастающего поколения. Наше единство действительно заключается в сплоченности и отстаивании духовных нравственных ценностей», – выразил уверенность Сергей Меликов.

Он добавил, что молодежи обязательно нужно дать возможность себя реализовывать. «Пусть они зарабатывают своим трудом, народным творчеством и тем самым распространяют нашу культуру. Ведь человек, купивший здесь изделие ручной работы, обязательно потом будет вспоминать Дагестан добром. Специальное образование будет развиваться только тогда, когда человек за свой квалифицированный труд будет получать деньги. И в этом мы должны помочь молодежи. У нас очень талантливые дети», – сказал глава региона.

Далее участники заседания обсудили состояние и развитие эффективной системы дополнительного образования в регионе, обучение детей с особыми образовательными потребностями, роль среднего профессионального образования в развитии кадрового потенциала республики. Кроме того, на повестке была деятельность Российского движения детей и молодежи «Движение первых».

«Мы должны говорить сегодня не только о строительстве школ, но и о создании материальной базы для современного обучения детей», – напомнил Сергей Меликов членам Совета по науке и образованию.

Он привел в пример школу в селе Цмур Сулейман-Стальского района, где дети могут в том числе изучать иностранные языки, ткать ковры и выполнять слесарные работы.

«Наши приоритеты в образовании останутся неизменными – это доступность и качество. Нам надо решать эти вопросы, чтобы со временем создать хорошие условия и для детей, и для педагогов», – подчеркнул глава РД.

Особое внимание Сергей Меликов обратил на заработную плату педагогов дополнительного образования. Сегодня она приравнивается к ставке учителей и должна полностью ей соответствовать.

«Поступают жалобы на резкое уменьшение заработной платы и стимулирующих выплат. Когда у нас не хватает средств на выплаты, надо искать, куда делись деньги, которые мы выделили. Мы говорили об этом не раз. Если факты подтвердятся, руководители лишатся своих мест. Люди должны видеть, что есть справедливость», – заявил глава Дагестана и поручил правительству взять эти вопросы на жесткий контроль.

Министр образования и науки республики Яхья Бучаев рассказал о работе по увеличению охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием и созданию доступности дополнительного образования с учётом индивидуальных потребностей и особенностей детей.

Сегодня, по его словам, при поддержке федерального центра и руководства республики система дополнительного образования детей меняется на глазах – от обновления инфраструктуры до модернизации содержания дополнительного образования.

В Дагестане созданы 7 центров цифрового образования детей «IT-куб», в которых занимаются более 8000 детей; 551 центр «Точка роста»; 4 детских технопарка «Кванториум», где более 3 500 школьников осваивают программы естественно-научной, инженерной, математической, IT-грамотности; 81 тысяча новых ученических мест по реализации дополнительных общеразвивающих программ.

В Дагестане проводится и работа по модернизации 15 объектов отдыха и оздоровления детей, возвращению ранее незаконно отчужденных и переданных частным лицам детских оздоровительных лагерей. Это даст возможность до 2026 года дополнительно охватить порядка 13 тысяч детей, в том числе программами дополнительного образования в летний период.

Создаются условия и для ребят, которые хотят заниматься спортом. В сельской местности и малых городах модернизированы спортобъекты 935 школ, оборудованы 176 открытых плоскостных спортсооружений и 759 воркаут-площадок, установлено 16 мини-футбольных полей, отремонтировано более 30 спортивных залов.

«Мы расширяем сеть школьных спортивных клубов, которые развиваются в 1200 школах, где реализуются программы по 30 видам спорта. Самым массовым проектом стало внедрение Школьной футбольной лиги благодаря Вашей поддержке, Сергей Алимович. 80 школ Дагестана в прошлом году вошли во Всероссийский проект «Футбол в школе» и получили инвентарь и методическую поддержку от Российского футбольного союза. В этом году в связи с успешной реализацией проекта «Футбол в школе» на территории республики РФС готов включить во всероссийский проект ещё 40 школ», – отметил глава Минобрнауки РД.

О деятельности школ искусств Дагестана в системе современного дополнительного образования детей рассказала министр культуры Дагестана Зарема Бутаева.

По словам министра, 49 детских школ искусств в Дагестане оснастили новыми музыкальными инструментами, современным оборудованием и учебными материалами за 4 года. Это стало возможным благодаря нацпроекту «Культура».

«В пяти детских школах искусств уже проведен капитальный ремонт. Обновление одной запланировано на этот год. Вместе с тем потребность в капитальном ремонте испытывают еще 35 школ искусств республики. В соответствии со сроками заявочной кампании по 13 из них подготовлены заявки для направления в Минкультуры России», – рассказала руководитель ведомства.

Директор Цмурской школы Сергей Ежов рассказал о работе инновационного образовательного учреждения. Новейшей истории школы пошел седьмой год. В 2016 году она переехала в новое здание, построенное на деньги частного благотворительного фонда «Село». Фонд создан специально под нужды школы семьей российского предпринимателя Марата Шайдаева и его жены Евгении Тюриковой. Помимо стандартного процесса обучения, на сегодняшний день для детей организованы 16 факультативов и секций, в том числе робототехника, программирование, веб-дизайн, хореография, спортивный туризм, швейное дело, английский язык и другие. На сегодняшний день в школе обучаются 120 детей из 7 сёл. В школе работают 4 педагога по программе «Учитель для России», а в летней школой охвачены 400 ребят.

Председатель Совета регионального отделения «Движения первых» Людмила Саидова рассказала, что Российское движение детей и молодежи активно развивается по всей республике. Уже сейчас в образовательных организациях открыто около 300 первичных отделений, формируется кадровый резерв. При этом акцент делается именно на воспитание детей и молодежи.

Разработана дорожная карта развития движения, включающая в себя 106 мероприятий. «Вся работа движения выстраивается по принципу не “вместо”, а “вместе с детьми”. Так, идеи проектов, озвученные детьми на креативных сессиях в марте этого года, легли в основу всероссийских проектов», – рассказала выступающая.

Воспитательная работа движения осуществляется по 12 основным направлениям.

В направлении «Патриотизм и историческая память» 12 апреля в 10 пилотных регионах страны прошла акция «Мы граждане России». Более 300 дагестанских ребят в торжественной обстановке получили паспорта из рук руководителей исполнительной власти, общественных деятелей. В этом месяце стартовал и проект «Хранители истории», который объединит молодёжь в возрасте 14-17 лет. Ребята посвятят себя изучению памятных мест и облагораживанию мемориалов.

Руководитель регионального отделения «Движения первых» рассказала, что открыта регистрация на Всероссийскую игру «Зарница 2.0». Это технологичная масштабная командная военно-тактическая игра, в которой будут использованы современные технологии: беспилотные летательные аппараты, самоходные роботы, VR-оборудование.

В направлениях «Спорт» и «Здоровый образ жизни» уже реализуется проект «Будь здоров». На открывшемся одноименном фестивале, который охватил более 300 первичных отделений Дагестана, ребята узнали, как правильно питаться, сохранить свое здоровье и как оказать первую помощь.

Появится Банк вакансий «Движения первых» для подростков. Будет дан старт программе их адаптации на предприятии и внедрена система наставничества.

В направлении «Образование и знания» в августе запустится проект «Академия будущего». Участники проекта смогут пройти курсы по гейм-дизайну, основам построения игр, основам нейросети и их помощи в жизни, освоить языки программирования, разработать чат-боты.

В направлении «Наука и технология» в рамках Всероссийского проекта «В гостях у ученого» более 6000 дагестанских школьников и студентов СПО смогут посетить с экскурсиями лаборатории, научные центры и высокотехнологичные предприятия.

«Задача “Движения первых” – чтобы ребенок шел в центры дополнительного образования и выбирал для себя будущую профессию. Возможно, он не пойдет в дальнейшем по этому пути. Но в нем сформируются трудолюбие, усердие, те навыки, которыми он будет гордиться», – прокомментировал Сергей Меликов.

Отдельной темой разговора на заседании стало обучение детей с особыми образовательными потребностями.

Как отметила Уполномоченный по правам ребенка в РД Марина Ежова, в настоящее время в Дагестане функционируют 10 специальных (коррекционных) образовательных учреждений и Республиканский центр дистанционного обучения детей-инвалидов. Вместе с тем имеется потребность в специализированных учреждениях для детей с расстройствами аутистического спектра, глубоким нарушением речи и слуха.

По словам выступающей, развитию инклюзивных технологий в образовании уделяется сегодня особое внимание. В рамках проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Доступная среда» обновлена инфраструктура в 6 образовательных организациях. Уже выделены субсидии для оснащения мастерских, помещений для коррекционной работы с воспитанниками, учебных кабинетов, в 32 образовательных организациях создана архитектурная доступность. Разработаны и внедрены адаптированные, инклюзивные и дистанционные программы, в том числе дополнительного образования, что позволило охватить ими более 1 500 детей.

Система дополнительного образования является неисчерпаемым ресурсом для детей с особенностями здоровья, заявила детский омбудсмен. Примером является развитие адаптивного спорта. В Дагестане физической культурой и спортом занимаются около 10 тысяч инвалидов. Спортсменами завоевано 417 медалей, из которых 134 золотых, 130 серебряных и 153 бронзовых. На чемпионатах России по дзюдо, самбо, тхэквондо и вольной борьбе дагестанские ребята заняли весь пьедестал почета. Активно развивается спорт слепых.

Отметила Марина Ежова и значимые творческие достижения: в Москве прошла персональная выставка талантливого художника с расстройством аутистического спектра Арсена Гасанова.

Вместе с тем задачи обучения, воспитания и социализации особенных детей реализуются не только в государственных учреждениях.

Так, на площадке подросткового центра «Ритм», открытого по стратегической программе «Подростки России», проходят занятия психологов центра с группой детей с синдромом Дауна. Солнечные дети участвуют в мероприятиях и проектах, особенно нравятся занятия по гончарному делу, народно-художественным промыслам Дагестана. За эту инициативу центр был отмечен благодарностью.

Деятельность дагестанской общественной организации «Жизнь без слез» – это уникальный опыт обучения и социализации детей с тяжелейшими ментальными нарушениями. Марина Ежова отметила, что в республике реализована модель дома дневного пребывания, максимально отвечающая интересам ребенка: целый день он находится в специализированном учреждении, но при этом живет с семьей, не формируя госпитальный синдром. Здесь же синтезировано творчество, спорт и профессиональное обучение.

«Думаю, мы все должны помочь этот успешный опыт масштабировать с тем, чтобы новый строящийся центр стал центром комплексного сопровождения детей с особенными образовательными потребностями», – предложила Ежова.

Помимо прочего, она обратила внимание на возможность включения детского сада в систему коррекционного образования. В качестве предложения детский омбудсмен озвучила идею строительства дошкольного образовательного учреждения для детей с особенностями здоровья.

Завершая мероприятие, Сергей Меликов вручил государственные награды отличившимся работникам образования, еще раз подчеркнув значимость подготовки высококвалифицированных педагогических кадров,  сообщается на официальном сайте Главы республики.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

За последние пять лет библиотеки Карачаево-Черкесии пополнились 82 тысячами новых книг
erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Алексей Шаулов: «По ученику понимают, кто его учитель»
Проводником в мир знаний и во взрослую жизнь всегда был учитель. Но все стремительно меняется: и формат подачи материала, и дети, а главное, требования к школе и педагогу. Сегодня преподаватель должен непрерывно учиться, быть гибким и идти в ногу со временем. О том, как заинтересовать школьника, можно ли стать ребенку другом и что самое сложное в профессии педагога, рассказывает выпускник ДГУ, победитель регионального и финалист всероссийского этапов конкурса «Учитель года» Алексей Шаулов.