РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Дмитрий Вольвач: Кавказский регион занимает одно из центральных мест в развитии МТК «Север-Юг»

НИА-Кавказ

photo 2025 05 27 15 27 14С переориентацией российской торговли в сторону стран Азии с каждым годом всё больше увеличивается значение МТК «Север-Юг». К 2030 году международный транспортный коридор будет обеспечивать до 32 млн тонн грузов, что более чем в 1,5 раза превышает текущие объёмы. Сейчас ведётся работа по сопряжению коридора с Трансафганским маршрутом и инициативой «Таджикистан – Афганистан – Туркменистан».

Об этом заявил заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач в ходе тематической сессии, посвященной геостратегическим территориям России, роли Кавказа и МТК «Север-Юг» в глобальной торговле. Дискуссия организована экспертами Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России и состоялась в рамках деловой программы Кавказского инвестиционного форума, который в эти дни проходит в городе Минеральные Воды.
По словам замминистра, развитие МТК «Север-Юг» призвано оптимизировать транзитное сообщение между странами Каспийского бассейна, Персидского залива, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии.
«Одно из центральных мест в развитии этого транспортного коридора занимает Кавказский регион. На фоне трансформации международной системы торговых маршрутов участок транспортного коридора, пролегающий через Республику Дагестан, приобрёл особое значение, – подчеркнул Дмитрий Вольвач. – В перспективе Махачкала может стать одним из крупнейших логистических хабов, благодаря которому будет развиваться активное взаимодействие дагестанских логистических центров, например, с иранскими портами на Каспии – Энзели, Амирабад, Каспиян».
Развитие логистики Дагестана, по его словам, способствует росту производства в регионах Северного Кавказа, включенных в коридор, а также укреплению экономических связей между регионами России и странами Закавказья, Ближнего Востока и Центральной Азии. «Дополнительные транспортные ветки могут быть направлены на улучшение сообщения с соседними государствами, что будет способствовать развитию внешнеэкономических связей Северо-Кавказского региона», – пояснил Дмитрий Вольвач.
Среди наиболее значимых логистических проектов замминистра выделил проекты по капитальному ремонту и реконструкции узких участков автомобильных дорог в Дагестане и Астраханской области – строительство обходов в Астрахани, Хасавюрта, Махачкалы и Дербента. В апреле 2025 года открыто движение по двум новым путепроводам на автомобильной трассе Р-22 «Каспий», которая является частью автодорожной составляющей МТК «Север-Юг». Идёт реконструкция инфраструктуры и строительство новых терминалов в порту Махачкала. Развивается портовая инфраструктура ОЭЗ в Лиманском районе Астраханской области, а также инфраструктура порта Оля.
На российско-азербайджанской границе, на автомобильном пункте Тагиркент-Казмаляр, в 2023 году переоборудованы две полосы движения для легкового транспорта под грузовой транспорт. По результатам этих работ пропуск увеличился до 600 ГТС в сутки. Пункт Ново-Филя переведен на круглосуточный режим работы, обеспечен пропуск порожних грузовых машин без количественных ограничений.
«Все это позволило нарастить взаимную торговлю. По итогам 2024 года товарооборот России и Азербайджана достиг более 400 млрд рублей, увеличившись на 7,7%. В весовом выражении товарооборот вырос на 6,3% – до 6,7 млн тонн. В первом квартале 2025 года взаимная торговля с Азербайджаном достигла 85,5 млрд рублей», – привел данные Дмитрий Вольвач.
Замминистра напомнил также о строительстве новой железнодорожной станции «Самур-II» рядом с российско-азербайджанской границей, которая в перспективе увеличит пропускную способность российского участка МТК «Север-Юг» до 15 млн тонн грузов в год и подписанном в декабре прошлого года российско-азербайджанском соглашении по увеличению объемов грузоперевозок и улучшению транспортных связей.
«В целом с нашими партнёрами мы ведём комплексную работу по созданию сквозных логистических сервисов, решаем проблемы перегруженности автомобильных пунктов пропуска и перераспределения части грузопотока на железнодорожный транспорт, прорабатываем совместную реализацию инфраструктурных проектов, ускорению таможенного контроля и оптимизации процедур, в частности, проектов «зеленый коридор» и «упрощенный таможенный коридор», – заключил Дмитрий Вольвач.
Модератор сессии, ректор Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России Виттория Идрисова отметила: «По экспертным оценкам, до 2030 года общий объём грузопотока по международным транспортным коридорам может возрасти на 26%. Мы наблюдаем формирование новой логистической географии, в которой Кавказ, Каспий и Черноморский бассейн становятся центрами притяжения экономических интересов и приумножают своё значение в различных сценариях внешнеэкономического взаимодействия».
В работе тематической сессии также приняли участие и выступили губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, первый заместитель генерального директора Фонда «Центр стратегических разработок» Татьяна Горовая, научный руководитель Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России Александр Кнобель и первый заместитель генерального директора АО «Кавказ.РФ» Андрей Цемахович.
Организатор Кавказского инвестиционного форума – Фонд Росконгресс при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации.
Следить за новостями Форума можно на официальном сайте Кавказского инвестиционного форума: www.forumkavkaz.org , в социальных сетях «Телеграм» и «ВКонтакте».


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

За последние пять лет библиотеки Карачаево-Черкесии пополнились 82 тысячами новых книг
erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Магомед Алиев: «Театр – это гибкая и многосложная материя»
Ежегодно 27 марта мир отмечает Всемирный день театра – праздник, посвященный одному из древнейших и самых эмоциональных видов искусства.