РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Сергей Меликов: Необходимо синхронизировать Стратегию социально-экономического развития региона и проект республиканского бюджета на ближайшие три года

НИА-Кавказ

17333295114 декабря Сергей Меликов принял участие в семинаре-совещании для руководителей органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Его тема – «Основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений на очередной финансовый год и плановый период».

В числе других вопросов:

применение эффективных подходов при разработке бюджетов на очередной финансовый год и плановый период, в том числе особенности формирования и распределения расходов на реализацию образовательных программ дошкольного и общего образования;

системные нарушения и недостатки при формировании и исполнении бюджетов в муниципалитетах Дагестана;

актуальные вопросы размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях на официальном сайте bas.god.ru;

применение информационных ресурсов УФНС России по РД муниципальными образованиями при планировании и исполнении бюджетных назначений и методы легализации неформальной занятости.

Участие в масштабном мероприятии приняли около 300 человек. В том числе представители республиканских министерств, ведомств, городов и районов. До пленарной части проходила работа в нескольких сессиях.

Выступая на пленарном заседании, глава Дагестана отметил, что планирование бюджета и реализация межбюджетных отношений требуют компетентного и взвешенного подхода.

Вопросы формирования бюджетной политики, по словам главы региона, давно требуют обсуждения.

«Динамика 2022-2024 годов показывает, что эффективность планирования и формирования бюджетной политики и межбюджетных отношений в муниципальных образованиях у нас не на должном уровне. Эти данные подкрепляются проверкой Счетной палаты, которая на протяжении этих лет осуществляла контроль за эффективностью расходования бюджетных средств в муниципалитетах. Самое главное, что недостатки из года в год повторяются и приобретают системный характер», – подчеркнул он.

Среди проблем, которые оказывают важное влияние на формирование экономики республики, – вопросы, связанные с взиманием налогов, проблемы с закупками.

«Коллеги, многие из вас ходят на грани фола: между нарушением, на которое вы не реагируете, и преступлением, которое зачастую может быть отнесено к превышению должностных полномочий. Например, при реализации закупок, определении поставщиков услуг.

Мы посмотрели по истечению первого квартала, насколько эффективно спланированы бюджеты в муниципальных образованиях, и пришли к выводу, что безграмотность при планировании бюджета и реализации межбюджетных отношений нужно ликвидировать», – заявил Сергей Меликов.

В общем объёме бюджета Дагестана две трети занимают социально значимые статьи расходов, напомнил руководитель субъекта.

Дагестан, по его словам, сегодня является стратегически важным регионом для обеспечения продовольственной безопасности страны. Например, через республику проходит коридор «Север – Юг».

«Необходимо синхронизировать Стратегию социально-экономического развития региона и проект республиканского бюджета на ближайшие три года. Бюджетное планирование напрямую влияет на строительство школ и детсадов, приобретение лекарственных препаратов, развитие муниципальной дорожной сети. Качественное бюджетное планирование является важным фактором экономического роста и залогом повышения уровня жизни населения. Нужно учитывать запросы жителей при планировании бюджета», – заявил Сергей Меликов.

В 2024 году Дагестан принимает участие в реализации 51 регионального проекта в рамках 14 национальных проектов.

Повышение уровня освоения лимитов бюджетных обязательств, увеличение темпов роста фактических расходов и уровня кассового исполнения – так определил первоочередные задачи для глав муниципалитетов руководитель региона.

Он также отметил, что из года в год продолжается рост задолженности по уплате налогов и сборов, в том числе по бюджетным организациям. Одним из примеров уклонения от налогов является сфера строительства.

По мнению главы Дагестана, вопросы снижения задолженности и усиления налогового администрирования являются одними из основных резервов мобилизации поступлений в бюджет. И планку по сбору налогов не надо занижать, ее надо повышать.

«Без формирования прозрачной финансовой среды и качественного управления финансами динамичное развитие Дагестана будет затруднительно», – обозначил свою позицию Сергей Меликов.

Он также заявил, что семинар-совещание для органов власти будет проводиться ежегодно перед планированием бюджета.

«Вы уже рассмотрели на трех сессиях широкий круг вопросов, связанных как с озвученной проблематикой, так и с последними общероссийскими тенденциями в сфере финансовых отношений.

Но совершенствование механизма финансирования в отраслях социальной сферы, повышение уровня финансовой грамотности, основные направления повышения собираемости налогов и сборов, актуальные вопросы развития контрактной системы и другие требуют систематический работы. И такие семинары должны проводиться ежегодно перед планированием бюджета», – сказал глава республики.

Руководитель Минфина РД Шамиль Дабишев обозначил существующие проблемы и задачи, стоящие перед республикой, а также предложил возможные пути их решения.

При составлении проекта бюджета на 2025-2027 годы в качестве базовых были приняты основные макроэкономические показатели социально-экономического развития, отметил Дабишев. Он подчеркнул положительную динамику, указывая на стабильный ежегодный рост объема валового регионального продукта (ВРП) и фонда оплаты труда.

Министр также сообщил о том, что в расчетах по видам налоговых и неналоговых доходов были учтены прогнозы, представленные главными администраторами доходов, а также итоги межведомственной комиссии по определению налогового потенциала. Это позволит правильно скорректировать суммы дополнительных поступлений в соответствии с Программой финансового оздоровления.

Поступления собственных доходов в местные бюджеты в 2025 году планируются в объёме 17,5 млрд рублей.

Для поддержки предпринимательства принято решение в 2025 году продлить срок действия пониженных налоговых ставок по УСН, единому сельскохозяйственному налогу и доходам по патентной системе.

Предусмотрена передача транспортного налога в виде субсидий на финансирование дорожной деятельности.

«Рациональное направление финансовых ресурсов должно быть обеспечено как на этапе планирования и распределения, так и при последующем, что главное, – результативном их использовании. При планировании расходов необходимо исходить из реальных возможностей доходных источников и приоритетности расходов. При этом вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы являются приоритетными и затрагивают значительную численность граждан республики», – подчеркнул врио министра.

Дабишев призвал к совместной работе всех структур и органов власти для достижения поставленных целей и обеспечения устойчивого развития региона. Руководителям всех уровней власти, отметил он, необходимо мобилизовать имеющиеся резервы для максимально возможного увеличения собственных доходов.

Министр образования и науки РД Яхья Бучаев представил доклад об особенностях формирования и распределения затрат на реализацию образовательных программ дошкольного и общего образования в Дагестане.

Профильный руководитель осветил ключевые аспекты бюджетного планирования в сфере образования.

Один из них – соблюдение норм штатной численности в образовательных организациях.

Ранее, по словам Бучаева, на основании замечаний Федерального казначейства Министерством финансов региона были подготовлены письма в адрес муниципальных образований о необходимости оптимизации порядка 3000 штатных единиц. При этом не всеми муниципалитетами эти рекомендации были исполнены.

Вместе с тем Минобром республики по поручению главы региона в 2021 году были разработаны примерные типовые штаты образовательных организаций дошкольного и общего образования.

«Только в 2023 году сократили порядка 950 штатных единиц, без учета проведенных ранее оптимизационных мероприятий. По результатам всех проверок были направлены письма на имя глав этих муниципальных образований о необходимости исполнения всех рекомендаций и представления информации о проделанной работе.

С учетом дополнительно выделенных средств из резервного фонда правительства республики в прошлом году, а также благодаря мерам, принятым муниципалитетами, удалось ликвидировать задолженность по заработной плате», – рассказал министр образования и науки республики.

При этом, по данным Минфина, последний анализ штатных расписаний образовательных учреждений выявил 779 единиц сверхштатных работников, расходы на содержание которых составляют порядка 350 млн рублей в год.

В числе мер по повышению качества бюджетного планирования и оздоровления государственных финансов названо создание централизованных бухгалтерий в сфере образования, а также выработка единых подходов для определения критериев стимулирования педагогов.

Комментируя выступление Яхьи Бучаева, глава региона напомнил, что по итогам 2021 года 33 муниципалитета не провели оптимизацию в учебных учреждениях, в том числе и в Махачкале: были такие школы города, где в штате числилось до 15 заместителей директора.

«И сейчас подобные истории есть. Почему так происходит? Или другой вопрос – главы муниципалитетов определяют необходимость в своем районе строительства образовательных учреждений. Но по какой методике? Как вы принимаете решения о том, в какую программу эти объекты войдут? Какие обязательства муниципалитет берет на себя по софинансированию? Никак. Вы хотите школу и даете обещания населению, а их исполнение транслируете на Минобр региона. Но так нельзя: надо определиться с целесообразностью того или иного объекта, определиться с источниками финансирования, с вопросами наличия или подготовки специалистов для этих школ. Постройте нам школу на 580 детей. А есть ли специалисты для работы там? Готовы ли вы по программе «Земский учитель» принять у себя педагогов, создав им условия?

Все это ваши полномочия и обязательства перед населением», – обратился Сергей Меликов к главам муниципалитетов.

Он поручил профильному министерству проводить локальные семинары и обучать, в том числе начальников управлений образования правильно использовать имеющиеся методики расчетов.

О системных нарушениях и недостатках при формировании и исполнении бюджетов в муниципальных образованиях республики рассказала председатель Счетной палаты республики Билал Джахбаров.

Среди главных недостатков, выявленных во многих муниципалитетах, – отсутствие утвержденных нормативных актов, регламентирующих порядок разработки прогноза социально-экономического развития;

не соответствие бюджетному законодательству документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на рассмотрение представительного органа;

отсутствие в прогнозах социально-экономического развития основных показателей, характеризующих состояние экономики;

игнорирование публичных слушаний проекта бюджета;

отсутствие при планировании доходов полноценного учета имеющегося налогового потенциала.

В ходе пленарного заседания были затронуты вопросы размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях на официальном сайте bas.god.ru, применения информационных ресурсов УФНС России по РД муниципальными образованиями при планировании и исполнении бюджетных назначений и методы легализации неформальной занятости.

«Сегодня Дагестан – один из субъектов, у которого точно есть возможности не быть дотационным. Он может не просто себя кормить, но и развиваться за счет того, что реализует свою продукцию за пределами как республики, так и страны. Востребованность такая есть.

Но все эти дороги начинаются с тропинок, которые берут начало в горах, в муниципальных образованиях и в сельских поселениях. Насколько эффективно вы будете использовать свой потенциал, пополнять бюджет своих муниципалитетов и за счет этого прироста вкладывать средства в экономику, настолько быстро произойдет и возрождение Дагестана.

Уважаемые коллеги, только от нас с вами зависит, как мы дальше будем двигать развитие республики. В основе экономики лежит бюджетная сфера. То, что мы сегодня обсудили, примите к сведению. Хочется, чтобы в новом году мы не допускали ошибок, о которых шла речь. Конечно, не ошибается тот, кто не работает. Но над теми ошибками, которые мы будем совершать, надо проводить правильную работу. Тогда будет результат, и люди нам будут доверять», – сказал в заключение Сергей Меликов,

 сообщается на официальном сайте Главы республики.

 


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

За последние пять лет библиотеки Карачаево-Черкесии пополнились 82 тысячами новых книг
erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Магомед-Расул Гитинов: «Во все времена архитектура являлась визитной карточкой города, республики, страны»
  Дагестан всегда славился особой архитектурой. Со временем картина менялась: где-то в лучшую сторону, а где-то наоборот. Но одно осталось неизменным – у нас есть специалисты, которые делали и делают нашу республику красивой. Один из них – Магомед-Расул Гитинов. Он уроженец села Годобери Ботлихского района, член Союза архитекторов России с 1985 года, заместитель председателя Дагестанской организации Союза архитекторов России, имеет звания «Заслуженный деятель искусств РД», «Почетный архитектор России», является профессором Международной академии архитектуры.