РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Сааду Казиев: Развитие туризма напрямую зависит от степени развитости туристской инфраструктуры

НИА-Кавказ

20200605-WA0000О том, как в эпоху пост-ковида будет развиваться индустрия туризма в России и какие вызовы стоят сегодня перед отраслью, узнала корреспондент информационно-аналитического проекта «Время эксперта», студентка Северо-Кавказского института РАНХиГС Сабина Халалмагомедова.

Экспертом выступил Первый советник генерального директора АО «Курорты Северного Кавказа», председатель правления Фонда продвижения Северного Кавказа Сааду Казиев.

Студентка Академии считает, что пандемия COVID-19 обернулась колоссальным экономическим уроном для мировой туристской индустрии. Всемирный совет по путешествиям и туризму подсчитал, что до 50 миллионов человек, задействованных в туристской отрасли, могут лишиться работы из-за коронавируса. И это далеко не весь перечень негативных последствий для отрасли.

В ситуации с пандемией Россия столкнулась с рядом вызовов, которые отразились на многих отраслях реального сектора экономики, в том числе и на туризме. Как Вы считаете, в чём заключаются ключевые риски для туристской отрасли регионов?
Из-за пандемии COVID-19 и мирового нефтяного кризиса начало 2020 года оказалось для всей мировой экономики катастрофической. Границы между странами закрыты, туристические потоки сошли на нет, транспортное сообщение приостановлено, темпы роста агропромышленного комплекса резко снизились по ряду причин. Наша страна не стала исключением, поскольку Россия серьезно зависима от экспорта нефти и при этом происходящее сейчас из-за ограничительных мер является серьезным вызовом для национальной экономики. Можно смело утверждать, что вырастет безработица, сократится доля малого и среднего бизнеса в экономике, и особенно в индустрии туризма и гостеприимства, произойдет трансформация локальных рынков. Но в тоже время закрытие границ между странами станет еще одним стимулом для развития внутреннего туризма.

Как известно, ряд пострадавших отраслей получили поддержку государства. Какие меры предусмотрены для туристской отрасли и насколько они эффективны?


В целях поддержки туристской отрасли Правительством России принят целый комплекс мер, это и возмещение расходов авиакомпаний на вывоз туристов, и льготное кредитование, и налоговые каникулы, и даже моратории на различные санкции в отношении туристского бизнеса. Наличие таких мер – это хорошо, но самым действенным будет скорейшее снятие ограничений и стимулирование роста внутреннего туризма. Важно отметить, что по итогам 2019 года доля туризма в экономике страны составила 3,5% в то время, как в других странах аналогичный показатель варьируется от 6 до 10%. С одной стороны закрытие границ приведет к снижению доли туризма в ВВП России, а с другой стороны может простимулировать интенсивное развитие внутреннего туризма. По различным оценкам российские туристы за рубежном в прошлом году потратили от 28 до 31 млрд. долларов. На первый взгляд можно предположить, что отечественная индустрия туризма и гостеприимства в этом году получит доход, сопоставимый с объемом расходов россиян на путешествия и отдых 2019 года, но тут очень важно учесть, что в целом уровень жизни россиян начал падать, и скорее всего преимущественная часть наших сограждан откажется от отдыха в 2020 году за недостаточностью средств на данные цели.

По прогнозам экспертов, COVID-19 станет точкой роста для развития внутреннего туризма в России. Как это отразится на Северном Кавказе и есть ли сейчас запрос на его туристские продукты?


Закрытие границ России с популярными среди россиян странами безусловно является стимулом для развития внутреннего туризма, но важно понимать, что скорее дополнительным, чем базовым. Основой для развития туризма, причем именно массового, является наличие туристской инфраструктуры. При высоком туристском потенциале, регионы Северного Кавказа, как и большинство других территорий страны не обладают достаточными койко-местами, и тем более номерным фондом, соответствующим запросам различных целевых аудиторий. Есть тут и положительная составляющая, увеличение туристских потоков в менее известные туристские дестинации, в том числе и на Северном Кавказе, активизирует местные власти и простимулирует малый бизнес к быстрой адаптации – принятию первоочередных мер и пониманию перспектив развития той или иной территории. Если говорить про летний сезон, то регионы Северного Кавказа могут стать новым трендом и временно заменить российским туристам такие направления как Грузия, Азербайджан и Турция. Черное и Каспийское море, горные ландшафты, памятники древности и вкусная кавказская кухня позволит открыть горный край для миллионов россиян с новой стороны.

Какие задачи сегодня стоят перед «Курортами Северного Кавказа» в условиях кризиса?


На Северном Кавказе находится более половины горнолыжных курортов России с зоной катания более 10 километров горнолыжных трасс (для целевой аудитории разнообразие «каталки» это ключевой фактор выбора курорта). Если говорить про зимний сезон с «закрытыми границами», то думаю, для горнолыжных курортов Северного Кавказа это настоящий бум. Понимая это, команда «Курортов Северного Кавказа» уже сейчас приступила к подготовке зимнего сезона 2020/2021. Важно отметить, что к концу года нами запланировано еще и расширение зоны катания на курортах «Архыз» и «Эльбрус» за счет строительства новых горнолыжных трасс.

В Стратегии развития туризма в России до 2035 года обозначены ряд направлений развития туризма. На Ваш взгляд, какой вид туризма будет актуален в эпоху пост-ковида?


За пару месяцев пандемии COVID-19 мы видим, что мир приступил к новому этапу трансформации. Если до пандемии люди стремились к «туризму впечатлений», посещая популярные мировые центры культурно-познавательного туризма, то думаю, что после пандемии, мы столкнемся с новым трендом – «туризмом здоровья», поскольку сегодняшние реалии заставили людей по-другому взглянуть на вопросы укрепления личного здоровья, иммунитета. И в этой связи, в случае с Россией, бальнеологические и горнолыжные курорты Северного Кавказа займут свое достойное место.

Как Вы считаете, в чём заключаются главные проблемы развития туризма на Северном Кавказе?


Развитие туризма напрямую зависит от степени развитости туристской инфраструктуры, в том числе гостиниц, горнолыжных зон, пляжей, предприятий общественного питания, различных развлекательных сервисов и, что не мало важно, элементарных остановок с туалетами и сувенирными магазинами. Сегодня главными проблемами, ограничивающими качественное и устойчивое развитие туризма на Северном Кавказе, являются отсутствие соответствующей инфраструктуры, нехватка высококвалифицированных кадров, низкая привлекательность региона для потенциальных инвесторов, с привлечением которых можно было реализовать огромный туристско-рекреационный потенциал нашего региона. В настоящее время Минэкономразвития России занято «перезагрузкой» институтов развития Северного Кавказа, и уверен, что данная мера позволит повысить качество работы с потенциальными инвесторами.

Фото - пресс-службы СКИ-филиала РАНХиГС


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

За последние пять лет библиотеки Карачаево-Черкесии пополнились 82 тысячами новых книг
erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Магомед-Расул Гитинов: «Во все времена архитектура являлась визитной карточкой города, республики, страны»
  Дагестан всегда славился особой архитектурой. Со временем картина менялась: где-то в лучшую сторону, а где-то наоборот. Но одно осталось неизменным – у нас есть специалисты, которые делали и делают нашу республику красивой. Один из них – Магомед-Расул Гитинов. Он уроженец села Годобери Ботлихского района, член Союза архитекторов России с 1985 года, заместитель председателя Дагестанской организации Союза архитекторов России, имеет звания «Заслуженный деятель искусств РД», «Почетный архитектор России», является профессором Международной академии архитектуры.