РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Лермонтовский Пятигорск

НИА-Кавказ

PICT0433Помните фразу «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка»? Так вот, это написано Лермонтовым в Пятигорске и о Пятигорске! Предлагаем Вам вдохнуть этот целебный воздух и направиться на прогулку по тем местам города – курорта, которые связаны с именем великого поэта.

Прогулку предлагаем начать от входа в парк «Цветник». Добраться сюда можно автобусом маршрута № 1 или трамваями №№ 1, 4, 5, 6 и 8, а если вы проживаете в центре города или в Курортной зоне, то лучше всего – пешком. Однако, прежде чем войти в парк, повернитесь к нему спиной и посмотрите направо. Ваше внимание безусловно привлечёт красивое здание с массивным шестиколонным портиком. Оно было построено по проекту французского архитектора Шарлеманя выходцами из Швейцарии братьями Джузеппе и Джованни Бернардацци, которые украсили Пятигорск своими многочисленными творениями. Во времена Лермонтова это было лучшее строение города и называлось оно гостиницей Найтаки, по имени её содержателя, или Ресторацией. Сам поэт останавливался в ней и дважды здесь встречались его герои, Печорин и княжна Мери. Здание, взорванное отступавшими из Пятигорска весной 1943 году немецкими войсками, было восстановлено с существенными отступлениями от его первоначального облика. Сейчас здесь располагается хорошо известный у нас в стране и за её пределами Институт курортологии.
Теперь можно направиться в сам парк. Справа от центральной аллеи Вам сразу же бросится в глаза здание, внешне напоминающее леденцовый замок. Это уникальное сооружение из цветного стекла и кружевного металла было изготовлено частично в Варшаве, частично в Петербурге, а затем в разобранном виде доставлено на Кавказ и установлено в качестве курортной галереи для прогулок отдыхающих в ненастную погоду. Правда, прямого отношения к пребыванию поэта на Кавказе оно не имеет. Открытие галереи состоялось 15 июля 1901 года, в 60-ю годовщину гибели Лермонтова, и поэтому она получила название «Лермонтовской». Сегодня её правое крыло - это выставочный зал, а левое используется как зал концертный.
А вот за Лермонтовской галерей располагается здание, которое связывает с поэтом не только название. Это построенные уже известными нам братьями Бернардацци Николаевские, а сегодня Лермонтовские ванны. Летом 1837 года тяжело простудившийся в дороге поэт принял здесь 20 процедур, которые поставили его на ноги.
Двинемся дальше по посыпанной красноватым песком аллее и через несколько шагов попадаем к Гроту Дианы – искусственной пещере на склоне горы Горячей, спроектированной всё теми же братьями Бернардацци и их же руками вытесанной в каменистой горной породе.
По словам друзей, Лермонтов любил бывать здесь. Вне всякого сомнения, красота этого места немало способствовала рождению вдохновения. За неделю до роковой дуэли, вечером 8 июля 1841 года, поэт и его друзья устроили в гроте бал. Лермонтов в этот день необыкновенно много танцевал, хотя и не очень любил это занятие. Да и всё общество было как-то особенно настроено к веселью.
Вернёмся на главную аллею парка и пойдём вверх, к каскадной лестнице. Слева, по адресу проспект Кирова, 12, вы увидите старинный особняк, который в путеводителях по Пятигорску именуют Домом княжны Мери. Однако поселил сюда свою героиню не сам поэт (он описал её место жительства очень приблизительно: «…она вбежала в ворота одного из лучших домов Пятигорска»), а иллюстратор повести, венгерский художник М. Зичи.
Следующая наша остановка – на площадке у Елизаветинской, ныне Академической галереи. Здесь после затяжного подъёма можно отдышаться и оглядеться. А посмотреть есть на что. Прежде всего – это здание самой галереи с прекрасной колоннадой. Правда, сооружение это в его нынешнем виде было построено по проекту архитектора Уптона лишь через несколько лет после смерти поэта – в 1851 году. Во времена Лермонтова здесь был центр курортной жизни, находился самый популярный источник на Кавказских водах. Галерея тогда имела вид палатки, сначала полотняной, позже – дощатой. Рядом находилось ванное здание. Именно здесь, у источника, Печорин встречается с Грушницким, а княжна Мери помогает последнему поднять оброненный им стакан.
По тропинкам слева от галереи можно подняться к ещё двум интересным объектам. На написанной Лермонтовым в 1837 году картине «Вид Пятигорска», на которой город изображен таким, каким поэт увидел его с площадки Елизаветинского источника, в правой её части можно различить пещеру в скалистом отроге горы Машук. При благоустройстве местности эту пещеру отделали, в глубине высекли каменные скамьи и проложили туда удобную дорожку, обсадив её деревьями и кустарником. Именно этот грот поэт избрал местом романтической встречи своих героев – Печорина и Веры. Во второй половине XIX века грот облицевали тесаным камнем и навесили на вход ажурные железные ворота. С той же поры он стал именоваться «Лермонтовским».
Ну а если вы захотите подняться ещё выше, то попадёте к беседке с романтическим названием «Эолова арфа». Дойти до неё стоит ещё и потому, что отсюда открывается прекрасный вид на город и Кавказские горы. Сама беседка была построена опять же братьями Бернардацци в 1830-1831 годах. Внутри беседки в ту пору находился необычный музыкальный инструмент, который приводился в действие силою ветра. Сегодня здесь тоже звучит приятная музыка, правда, из более современного источника. Беседка и уступ перед ней также упоминаются в повести «Княжна Мери» как место, где «торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус». Кстати, наводить телескоп на Эльбрус можно и сегодня.
Далее вам следует пройти к Провалу – самому известному символу Пятигорска. Однако в первой половине XIX века к живописному, но не очень хорошо пахнущему озеру попадали не через тоннель, как мы это делаем сегодня, а через отверстие в куполе пещеры. Особо отважных туристов спускали вниз в специальной корзине. Любители острых ощущений также могли танцевать на помосте, устроенном над Провалом. Прогулки сюда были любимым развлечением «водяного общества». Один из эпизодов романа «Герой нашего времени» связан с посещением Провала.
До места дуэли Лермонтова от Провала пешком смогут дойти только самые рьяные поклонники пеших прогулок. Путь вам предстоит неблизкий - от юго-восточного склона Машука до северо-западного. Его посещение можно выделить в отдельную экскурсионную акцию. Доехать туда можно автобусами № № 16, 112 и 113 до остановки «Место дуэли Лермонтова» трамваями №№ 2, 4 и 6 до остановки «Белая Ромашка» или электропоездом до станции «Лермонтовская».
А вот место первого захоронения поэта можно посетить, возвращаясь от Провала в центр города. На автобусе № 1 нужно доехать до остановки «Ленинские скалы», от которой до Некрополя, мемориального городского кладбища, – не более пяти минут ходьбы. Здесь вы легко найдёте обелиск, которым отмечено место, где покоился прах Лермонтова до дня, когда бабушка поэта, получив высочайшее соизволение, не перевезла его в Тарханы. Кстати, на этом же кладбище похоронены и братья Бернардацци, которых мы так часто вспоминали сегодня и без творений, которых невозможно представить город-курорт Пятигорск.
Подготовлено для портала ПосетиКавказ.РФ. Публикуется с согласия Корпорации развития Северного Кавказа (группа Внешэкономбанка) и фонда социальных проектов «Посети Кавказ.
Фото – «НИА Кавказ»


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Наши корни – основа единства и взаимоуважения
Кавказ – уникальный пример проживания представителей сотен национальностей и народностей на относительно небольшой территории с очень сложным рельефом, прилегающей к отрогам Главного Кавказского хребта, протянувшейся на 1200 километров, между Черным и Каспийским морями.