Армения, Ереван, субъективные заметки. Часть третья.НИА-Кавказ
И так – Каскад. Новый символ Еревана, пожалуй, самое популярное место столицы Армении и среди туристов, и среди горожан, логическое и гармоничное завершение оси Площадь Республики – Северный Проспект – Площадь Свободы – Площадь Франции. Это монументальное сооружение строится с перерывами уже почти пять десятков лет. Тожественная «прихожая» каскада – уютная площадь-сквер или скульптурный сад Гефесчана. Джерард Гефесчан - американец армянского происхождения, благодаря спонсорским деньгам которого было продолжено строительство Каскада в начале 2000-х годов. Сад – это некая прелюдия к выставке современного искусства, развернувшейся в залах самого Каскада. В скульптурном саду вы просто не сможете не заметить три творения колумбийского скульптора Фернандо Ботеро. С его творчеством знаком каждый, кто летал на отдых в Испанию. Да, слоноподобная лошадь в зале вылета барселонского аэропорта Эль-Прат – это сотворил он. Ереванский сад скульптур украшают фигура римского воина, лежащая курящая дама и кот. Первых двух описать весьма просто. Но лучше это увидеть. Смотрите фото. А по периметру сада на первых (и не только первых) этажах жилых домов – многочисленные кафе с выставленными на тротуар столиками. Теперь о собственно Каскаде. «Красный гид» сравнивает его по размаху с пирамидами. Но пирамиды – это могильные холмы. Я бы сравнил его с храмом инопланетной цивилизации. Каково загнул, а? Но попадая на промежуточные террасы Каскады я действительно ощущал себя в декорациях фантастического фильма. Толи наше будущее, толи их прошлое. Предназначение отдельных конструкций совершенно непонятно, но это и притягивает, и создаёт особую атмосферу. Можно пройти вверх пешком, преодолев все 572 ступеньки. Можно подняться по эскалатору, одновременно продолжая знакомство с экспонатами галереи современного искусства. Я выбрал второе. Я не поклонник современного искусства и проезд по движущей лестнице мимо разного рода инсталляций только укрепил это отношение. Пешее возвращение вниз было более интересным. Кстати, венчает Каскад сегодня огромная яма, из которой торчат прутки арматуры и какие-то бетонные конструкции. Путеводители утверждают, что на этом месте будет возведен монумент армянской независимости. Впрочем, гиды турагентства, в котором я покупал экскурсии, говоря, что вопрос о том, что же будет сооружено в этом гигантском котловане, ещё обсуждается. Из пяти открытых террас мне больше всего понравилась самая верхняя, пятая, с фигурами летящих прыгунов в воду. Спуск вниз завораживает гораздо больше, чем подъем вверх. Как бы с помощью зума фотокамеры ты приближаешь город, начинаешь различать детали, и из сплошного фона начинают вырисовываться элементы орнамента. Хранилище древних рукописей Матенадаран. Я не любитель посещать музеи. Да, это одно из крупнейших хранилищ рукописей в мире. Есть экспонаты, датированные IX веком нашей эры. Есть берестяные грамоты, есть медицинский атлас XV века, есть рулоны-талисманы XVIII века, рукописные (в основном), есть образцы первой печатной продукции. Ум – в восторге. Но никаких ярких впечатлений и эмоций музей не оставил. Еще раз обращаю внимания: у меня не оставил, человека, который в принципе равнодушен к музейным композициям. Проспект Маршала Баграмяна. Череда помпезных жилых и общественных зданий. Я дошел до здания Национального собрания Республики Армении. Дальше, до резиденции Президента и парка Влюбленных, не успел, опаздывал на экскурсию. Улица, будучи одной из оживленных автомагистралей Еревана, тем не менее очень подходит для неспешных прогулок. Парк-бульвар Серкулар. Он полукольцом опоясывает центр города с востока. По планам ещё советского периода должен был стать полноценным кольцом. Сегодня это изрядно подзапущенная садово-парковая зона. Хотел пройти её целиком, но ереванская погода внесла свои коррективы в мои планы: дождь, который с утра решал, идти ему или нет, во второй половине дня ливанул со всей дури. До утра следующего дня. Так что я успел пройти меньше половины запланированного пути. Главное – я зашел в Кафедральный собор Григория Просветителя, самый большой в Ереване. Нужно отметить, что внутренние интерьеры и убранство армянских православных храмов отличает скромность и даже аскетизм. Они очень напоминают протестантские соборы. Здесь также есть скамьи, на которых прихожане могут посидеть. На мой взгляд, взгляд атеиста, такой интерьер больше настраивает на общение с Богом, не подавляя тебя пышностью убранства. Гуляя по этому парку ты как бы погружаешься в атмосферу своего прошлого. Пруды и аллеи парка очень живописны. И даже неухоженность придает им некоторый особый шарм. Ущелье Раздана. Его я созерцал каждый день отправляясь в центр города и на обратном пути в гостиницу. Являет собой образец того, как бессистемной и бесконтрольной застройкой можно обезобразить очень живописное место. Горожане надеются, что новый мэр наведет порядок, что позволит вернуть ущелью пусть не первозданный, но все же подобающий вид. Впрочем, и сегодня вид на викариальную церковь Святого Саркиса, одну из самых почитаемых не только среди жителей города, но и среди всех армян, очень хорош. Далее – рассказ о поездках за пределы Еревана.
Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram. |
Точка зрения
«Инстаграм* могут заменить, а нейросеть людей – нет»: молодой ученый из Чечни о будущем
Виртуальная реальность - это технология, которая в последние годы становится все более популярной и востребованной. Многие компании и разработчики вложили свои усилия в создание уникальных vr-приложений, которые позволяют пользователям погрузиться в потрясающие виртуальные миры. Одним из таких талантливых людей являет житель Грозного Тамерлан Мусостов. |