РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Рамазан Абдулатипов принял участие в международной конференции «Духовная культура – общие ценности народов»

НИА-Кавказ

1 resultВ субботу, 27 мая, Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов принял участие в работе международной конференции «Духовная культура – общие ценности народов», проводимой в рамках Первого съезда Ассамблеи народов Евразии.

Модераторами проекта выступили исполнительный директор Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте РФ, кандидат юридических наук, член президиума Всемирного Форума Духовной Культуры, вице-президент Международной ассоциации «Мир через Культуру», координатор Общественного движения «Новая Страна» Юрий Агешин, композитор, президент Международной ассоциации «Мир через Культуру», сопредседатель Всемирного Форума Духовной Культуры Толеген Мухамеджанов (Казахстан), президент Международной ассоциации «Мир через Культуру. Европа», вице-президент Международной ассоциации «Мир через Культуру», сопредседатель Всемирного Форума Духовной Культуры (Австрия, Германия) Вильгельм Августат.

Рамазан Абдулатипов выступил с докладом на тему «Евразийское лидерство в духовном обновлении современного мира», текст которого публикуется ниже.

«Уважаемые дамы и господа! Современный мир погружен в разного рода кризисы и трансформации, но не прекращает возвращения к старым и поиска новых моделей духовного развития и культурного сотрудничества народов и стран. В ХХI веке все в большее взаимодействие вступают многие культуры, религии, духовные традиции народов и стран, которые основываются на идеалах истины, добра, красоты и любви. Но людям мешает невежество, которое утверждает ложь, зло, ненависть. И это невежество обретает глобальные масштабы, угрожая будущему человечества.

Духовный, культурный опыт России исторически формируется, подпитываясь не только в своей национальной среде, но и в пространстве Евразии. И мы – представители стран и народов Евразии собрались в Москве, чтобы объединить потенциал своего духовного развития, духовного сотворчества и вместе противостоять бездуховности и невежеству.

Многие международные лидеры уже осознали запрос народа на восстановление духовных ценностей и культуры, традиций мира и сотрудничества. Форум «Один пояс – один путь», который прошел в Пекине в начале мая 2017 года, собрал представителей свыше ста стран. Выступая на этом масштабном форуме, Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, что Большая Евразия – не абстрактная геополитическая схема, а цивилизационный проект, устремленный в будущее. Евразия должна, по словам В.В. Путина, показать пример миру – созидать единое пространство сотрудничества от Атлантики до Тихого океана. Президент Российской Федерации обратился ко всему мировому сообществу, политикам с призывом к согласию и сотрудничеству, отказаться от воинственной риторики, обвинений и упреков, которыми переполнены сегодня международные отношения. Это сказано в условиях, когда международные деструктивные силы все более дестабилизируют обстановку на Ближнем Востоке и далее, устраивая революции, перевороты, войны и террористические акты. Пекинский форум, выступление на нем В.В. Путина – это благоприятный фон для нашей работы в столице Российской Федерации Москве. Мы выражаем свою обеспокоенность духовным кризисом, которому подвергся современный мир, но вместе с тем глубоко осознаем и социальный заказ современности – возродить духовный потенциал и ресурсы культуры Евразии для обозначения ее лидерства в духовном обновлении мира.

Духовная культура Евразии содержит в себе энергетику опыта социального бытия многих народов, которую мы можем и должны направить против бездуховности и невежества, насаждаемых в глобальных масштабах. Базовая причина духовного кризиса современного человека и мира в целом – то, что место «человека мыслящего» пытается занять «человек деятельный», иначе говоря, «работник» заменил «творца» (Анри Бергсон). В результате трансформаций технократического, постиндустриального общества люди в ХХI веке все больше впадают в душевную грубость, эгоизм, зависть, лицемерие, озлобленность, распущенность, безнравственность, в антикультуру, оставляя после себя череду трагедий и разрушений. Возрастает бездуховность общества и превалирование в нем прагматизма, что ведет к радикализации и несет человечеству угрозы экстремизма и терроризма, наркомании и преступности, особенно в молодежной среде. Настало время глубокого анализа состояния духовной культуры и современной социокультурной среды, в которой все больше господствуют пренебрежение общественными интересами, разрушение природной и культурной сущности человека, происходит тотальный распад его социальной и культурной жизни. На этом фоне катастрофически снижается эффективность демократической и интеллектуальной власти, которая демонстрирует неспособность на практике осуществлять волю народа. Кроме того, тревожно, что в современном обществе превалирует пренебрежение к рациональному познанию мира, на поверхность выходят иррационализм и интуитивизм, которые противоречат научному мышлению, и люди зачастую впадают в мистику как к способу бездуховного «озарения». В постиндустриальном, технократическом обществе «мышление в понятиях» должно быть дополнено «мышлением в образах»; вспомним, что многие великие физики, математики, химики, инженеры исторически «украшали» себя философией, культурой, литературой. Во всех сферах общества необходим живительный источник духовности, любви и творчества, чтобы зарядить наши остывшие и огрубевшие души, а для этого требуется больше поэзии, музыки, требуется больше вдохновения.

Из-за вымывания духовных идеалов из повседневной жизни человека набирает силу тревожная и опасная тенденция, ибо на место культуры всегда приходит невежество. Доказательство этому – приход в ХХI век предрассудков и фанатизма средневековья, которые ведут людей к экстремизму и терроризму. Воздействию этих деструктивных явлений сегодня подвергается весь мир, в том числе и Евразия, прежде всего из-за снижения духовно-нравственных инвестиций в человека.

Важную роль в Евразии занимает Россия, которую исторически называли «духовной крепостью мира». Русский народ вместе со всеми народами России создал величайший духовный потенциал и культурные ценности, в том числе в художественных образах разных видов искусств и литературы. Оголтелому нацизму, фашизму, которые в свое время исходили из центра Европы, наши народы противопоставили патриотизм, духовность и неприятие невежества. Даже после всех тяжелых испытаний ХХ века народы России, Евразии не растеряли своей самобытности и духовной энергетики. Развал Советского Союза привел к катастрофической деградации духовно-нравственных основ и смыслов российской, а значит, и евразийской культуры. Разрушилось некогда общее культурное пространство, которое стало переполняться невежеством и безнравственностью, сталкивающих людей друг с другом в озлобленности и ненависти. В результате на постсоветском пространстве в конфликтах и войнах погибли за эти годы сотни тысяч людей, которые еще вчера жили в мире и согласии. Нам необходимо бережно относиться к великому духовному наследию наших предков, чтобы преодолеть все эти кризисы и трагедии, чтобы мы, евразийцы, вновь обрели потребность обращаться к нашему духовному потенциалу мира и созидания. Как говорит Президент Российской Федерации В.В. Путин: «Духовное единство народа и объединяющие нас духовные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность, нравственная основа общественной жизни, залог исторических успехов и экономических достижений народа. И общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система духовно-нравственных идеалов и ориентиров, когда в стране хранят уважение к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». Интерес к культуре, духовным ценностям вновь возрастает, в связи с этим для нас в России важно осознать, что русская, российская культура, духовность многонационального народа нашей страны постепенно может стать и становится национальной идеей России в ХХI веке. Было бы величайшей ошибкой допустить повторение трагедий ХХ века, занимаясь поиском национальной идеи в этнонациональных или в классовых смыслах.

По инициативе Президента В.В. Путина в 2014 году у нас разработаны и утверждены «Основы культурной политики Российской Федерации», ибо мы – власть и общество в России – еще раз убедились в том, что без культуры, без духовности жизнь человека теряет смысл. Человек в этом случае не может объяснить мир, в котором он живет и творит, не способен совершенствовать себя и окружающее его социокультурное пространство.

В современном мире как никогда острые формы приобретает вечная борьба человека и за человека, между истиной и ложью, добром и злом, любовью и ненавистью, красотой и безобразием, свободой и рабством, достоинством и унижением. Главное - помочь человеку, молодому поколению людей, которые вступают в жизнь, сделать выбор в пользу культуры и оградить их от невежества.

Уважаемые друзья! Известно, что опыт социального бытия человека, народа переполнен не только достижениями, но и чудовищными, не поддающимися осмыслению и восприятию преступлениями людей, власти против человека и человечества, которые нередко совершались под прикрытием имени Бога, авторитета нации, культуры, уничтожая миллионы судеб талантливых и красивых людей, а порой и целых народов, культур. И давайте наберемся духа и скажем, что все эти трагедии происходили и происходят из-за того, что людям, каждому из нас не достает мужества и мудрости вовремя сказать, что человек, Бог, нация, класс существуют не для лжи, зла, ненависти, рабства и унижений, а ради созидания, добра и любви. Сегодня подобным искажениям и политизации подвергается ислам. Нужно помочь разумным мусульманам защитить истинный ислам, который вместе с другими мировыми религиями является важным источником духовного мира человека. Чего стоило человечеству, нашим предкам фашистское сумасшествие! Равнодушие людей, потворство многих европейских бизнесменов и политиков создали в свое время Гитлера, фашизм. Да, в конечном итоге человечеству удается одержать победу истины над ложью, добра над злом и продвигаться по пути прогресса, культуры и созидания, но наше равнодушие и невежество, наше беспамятство, бездуховность продолжают унижать и убивать людей каждый день. Говоря обо всем этом, мы должны осознать, что в современных условиях особо возрастает опасность воспроизводства лжи, зла, ненависти, невежества, бездуховности и безнравственности. Нам должно быть стыдно наблюдать за тем, как возрождается неофашизм. Невежество, бездуховность, разврат становятся явлениями глобальными благодаря Интернету, а также нашему попустительству. Мировая паутина позволяет формировать, в том числе через сетевое сообщество, мировую толпу огромной разрушительной силы. Нам не удалось превратить Интернет в источник духовности, культуры, творчества и созидания.

В нынешних условиях вопрос о перспективах человека, его духовности и культуры становится все более актуальным. И надо заметить, что это все происходит на фоне убедительного действия закона (Питирим Сорокин), в соответствии с которым динамика культуры отстает от динамики социального развития человека и общества, ибо духовность, культура более консервативны по сравнению с техникой и технологиями. Следовательно, главным противоречием современной эпохи становится уже не борьба между нациями, религиями, классами и даже государствами и цивилизациями, как это часто преподносится (Фукуяма, Хантингтон), а борьба между культурой и невежеством. Сегодня перед нами стоит важнейшая задача – формирование духовной модели жизни современного человека и общества, культурного образа мира и духовной солидарности между людьми за счет утверждения приоритета духовных идеалов, поддержки их влияния в деятельности людей, власти и общества. И в помощь нам – величайшие творения человеческого ума и таланта, Священное Писание, заповеди великих наставников и пророков, книги, изобретения, картины, музыка, культура, философия. Этот духовный потенциал, ресурсы культуры накоплены всеми народами мира, России, Евразии.

Уважаемые дамы и господа! В двух словах хочу вам сказать о моем Дагестане, который является уникальной целостной общностью десятков языков, культур, народов, которые тысячелетиями живут рядом, в сотрудничестве и в сотворчестве. Несколько веков тому назад древний Дербент, который в прошлом году отметил свое двухтысячелетие, был назван Кавказским Иерусалимом. Единство многообразия – базовая формула нашей духовной, культурной жизни, что создает фундамент общедагестанской, общероссийской культурной и гражданской идентичности россиян – представителей более 180 этнокультурных общностей вокруг общих ценностей, общей истории, общей духовности, которые относят себя к единой российской нации.

Когда мы говорим о евразийском духовном лидерстве, мы исходим из учета всего этого потенциала и отмечаем, что социально-экономические и научно-технические процессы в Евразии, в России более гармонично адаптированы к традиционной культуре, в которой отражены определенная динамика и взаимозависимость социального и духовного развития, корреляция прошлого и будущего. В Евразии еще на достаточно чувствительном уровне находятся духовные идеалы и их культурно-нравственный опыт, они не подавлены современным технократизмом, индивидуализмом и прагматизмом. Здесь культура, духовная жизнь еще не полностью коммерциализировались, а информационные системы не до конца поражены бациллами потребительства. Таким образом, Евразия имеет шанс проявить в XXI веке лидерские духовные качества, сохраняя и воспроизводя, прежде всего, духовно-нравственные ресурсы традиционной культуры.

Задача власти и общества на всех уровнях – вернуть людям духовные идеалы и смыслы традиционной культуры, способность творить свое перспективное бытие, совершенствуя свой дух, интеллект, талант и творчество. При этом подчеркивание роли традиционной культуры не означает пренебрежения к творческим инновационным подходам, культуре модерна, если они соблюдают гармонию истины и добра.

Уважаемые соратники! Евразия – это сообщество духовно ориентированных людей, объединенных в своем стремлении дать ответы на духовно-нравственные вызовы времени. Несколько лет тому назад нас призвал объединяться Президент Казахстана Н.А. Назарбаев при активной поддержке И.Д. Кобзона, Мухамеджанова, Августата, Агешина, Сулейманова, Говорухина, Дариевой, Сухейли Фараха, Марко Вуковича и многих других духовных просветителей нашего времени. Важным событием в нашей деятельности стало принятие декларации Всемирного Форума Духовной Культуры «К новому миру и созиданию через духовную культуру». Сегодня эстафету духовного форума принимает Россия, привлекая в наши ряды все новых и новых соратников.

Ядром духовного обновления мира сегодня могут выступать Россия, Индия, Китай, Казахстан, Иран, Турция и другие страны, которые по своему духовному потенциалу и опыту культуры вместе с другими народами способны взять на себя миссию духовного спасения современной цивилизации, стать духовным источником, двигателем разумной и жизнеспособной модели развития человечества. Закон возрастания потребностей в Евразии всегда имел не только материальный, но и духовный смысл. Власть и общество призваны переходить от мускулов к душе, к интеллекту и совести. Великий Достоевский сказал в свое время, что красота спасет мир, но красоту коммерсанты выставили на продажу, и потому мы приходим к выводу, что мир спасет духовность, совесть человеческая.

В 80-е годы прошлого века, обучаясь в Ленинградском университете, я спросил у великого философа и культуролога Дмитрия Сергеевича Лихачева, в чем смысл русской культуры. Дмитрий Сергеевич задумался и ответил, что этот вопрос – предмет целых исследований, лекций, но если сказать тремя словами, то, примерно, так: «лишь бы свеча горела». И когда увидел, что я не очень понял, разъяснил: культура любая, в том числе русская, должна нести людям свет и тепло, просвещать, освещать им жизненную дорогу. При всех энергетических мощностях современного мира все более ощущается дефицит этой энергии света и тепла.

Духовность для евразийцев – это связь с культурой и Богом, веками формирующая огромный духовный потенциал как способность разумного человека упорядочить свое мироустройство, исцелить себя и других от невежества и пороков, наладить стабильные, созидательные, комфортные отношения между людьми и народами. Обеспечение преемственности этих традиций – миссия Ассамблеи народов Евразии, на основе опыта, который уже накопили в самые трудные годы Ассамблея народов Казахстана, Ассамблея народов России, Ассамблея народов Кыргызстана и другие подобные организации.

Ассамблея народов Евразии призвана играть интегративную, организационную и просветительскую роль, активизируя духовные инициативы и культурные проекты в евразийском пространстве. В этих целях нужно активно взаимодействовать с творческими и религиозными организациями, налаживать решение вопросов теологического и светского образования, просвещения, духовного возрождения и воспитания молодежи, профилактики радикализма в молодежной среде, укрепляя межкультурный и межконфессиональный мир и солидарность.

Главная задача власти и общества – это инвестирование духовно-нравственных ценностей в развитие человека и общества, и главной задачей нашего объединения является обеспечение победы культуры над невежеством, духовного совершенствования человека и общества.

Духовная культура – это многоуровневый, общенациональный, межгосударственный и перспективный проект с глубокими историческими корнями, способный мобилизовать действия органов власти и гражданских институтов всех уровней, ресурсы культуры, СМИ, литературы, радио, телевидения, кино, театров, живописи, эстрады на утверждение истинной духовной сущности и созидательных перспектив человека и общества. При этом, исходя из понимания, что ни одна культура, ни одна вера не могут претендовать на абсолютную истину. Нет, и не может быть элитарной, богоизбранной части человечества. Считать так – большое заблуждение.

В заключение считаю необходимым коротко обозначить наиболее острые вопросы – вызовы, на которые нам всем придется искать адекватные ответы. Во-первых, каково состояние и перспективы духовных ресурсов, которые своим историческим творчеством накопили наши народы; во-вторых, насколько благополучно и эффективно налажен механизм преемственности и воспроизводства духовного, культурного потенциала в наших странах; в-третьих, каково содержание, смыслы духовных идеалов и практики культуры в современных условиях; в-четвертых, как отражаются на культурных процессах, духовном мире человека изменения в политике, экономике, в управлении обществом и насколько они одухотворяются и окультуриваются; в-пятых, какую культурную политику провозглашает, реализует государство, общество; в-шестых, каково состояние культурной среды на местах и какие социокультурные технологии используются для обеспечения инновационного, модернизационного развития культуры наших стран. И, наконец, седьмое: к какому культурному кодексу социально-культурного бытия мы, евразийцы, стремимся в перспективе. Думаю, к модели неконфронтационного, мирного, духовного, созидательного развития и взаимодействия, повышая во всех сферах жизни значимость духовных ценностей и культуры.

Дорогие друзья! Мы доказываем, что духовная культура, культура и нравственность – это составные части, атрибутивное измерение, имманентное качество всех сфер жизнедеятельности человека, любого сообщества людей. Духовность для евразийцев – это одновременно связь с культурой и с Богом, как способность разумно упорядочить свой мир и мир вокруг себя.

Подводя итог, еще раз позволю себе привести слова духовного подвижника и просветителя России Дмитрия Сергеевича Лихачева, который отмечал: «Исторический путь России свидетельствует о громадных запасах не только материальных, но и духовных ценностей. Россия – не абстрактное явление. Развивая ее культуру, надо знать, что она представляла собой в прошлом и чем является сегодня. Как это ни сложно, Россию необходимо изучать. Чтобы владеть путями нашей культуры, надо, прежде всего, изучить особенности истории и культуры России». Сказано мудро! И этой мудростью, в которой мы сегодня нуждаемся, обладают все народы Евразии. Хорошо, что мы собрались в Москве вместе в это сложное время, чтобы почувствовать нашу духовную общность и передать своим детям и внукам великие традиции духовного единения народов Евразии в соответствии с идеалами истины, добра, красоты и любви! И хочу всем нам пожелать успехов и удачи на пути духовного совершенствования и духовного просветительства.

Российской делегацией подготовлен проект Духовной хартии народов Евразии. Мы предлагаем ее обсудить и вынести на рассмотрение учредительного съезда Ассамблеи народов Евразии. Спасибо всем за понимание и терпение».

В работе конференции также приняли участие министр по национальной политике РД Татьяна Гамалей и председатель Дагестанского регионального отделения ООО «Ассамблея народов России» Зикрула Ильясов.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Профессор СКИ РАНХиГС о перспективах и проблемах развития СМП
О перспективах и проблемах развития северного морского пути рассказал профессор Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Фарман Кулиев.