РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Азамат Тлисов: Основное, что вы выносите из нашего института – это умение делать правильный выбор в сложной ситуации

НИА-Кавказ

photo 2022 07 11 12 31 50 1Солнечным субботним днем Северо-Кавказский институт-филиал РАНХИГС при Президенте РФ отправил в свободное плавание очередную партию бакалавров и магистров. 73 студента очной формы обучения получили заветные дипломы, причем каждый четвертый - диплом с отличием. Еще 154 выпускника заочной формы обучения получили свои дипломы месяцем ранее.

В своем напутственном слове директор СКИ-филиала РАНХиГС Азамат Тлисов выразил уверенность, что, покидая стены вуза, каждый из выпускников оставляет здесь частичку себя. «Я уверен, что за эти годы каждый из вас очень много интересных личных побед записал в свой маленький ежедневник, - сказал далее руководитель вуза. - Но вам многое еще предстоит. И самое важно в этих победах - всегда оставаться человеком. Мы учили вас разным наукам. Но основное, что вы выносите из нашего института – это умение делать правильный выбор в сложной ситуации».
Наступает торжественный момент, кисточки на головном уборе-конфедератке перемещается с правой стороны на левую и наконец сами шапочки под восторженные крики выпускников и аплодисменты гостей церемонии взлетают вверх. Закончен важный этап в жизни молодых бакалавров и магистров. А завтра начнется еще более важный – их жизнь в выбранной специальности.
По завершении церемонии Азамат Тлисов ответил на вопросы нашего корреспондента. Точнее на один вопрос. Выпуск этого года уникальный. Впервые в истории высшей школы СССР и России студенты (обучающиеся) очной формы обучения несколько семестров обучались дистанционно, то есть не в вузовских аудиториях, а находясь далеко от них. Пандемия covid-19 ввела в лексикон преподавателей, студентов и школьников понятие «дистант». Отразилось ли это и если «да», то как, на выпускниках?
- Нынешние технические возможности позволили в какой-то степени сгладить дефицит живого общения обучающегося и преподавателя, но полностью компенсировать этот дефицит не удалось. Методики преподавания, которые использовались нашими преподавателями, были не очень адаптированы к дистанционным формам. И это требовало внутренней перенастройки от преподавателя. Все формальные требования преподаватель мог выполнить: дать задание, предоставить необходимый материал, получить обратную связь. Но энергетику живого общения не могут передать даже самые качественные каналы связи. Второй момент. Дистант требует высокой самоорганизации всех участников учебного процесса, как преподавателей, так и студентов. При электронной форме сдачи экзаменов у студентов появляются новые лазейки, которые очень сложно проверяемы. Создать полностью ту атмосферу, которая необходима на экзамене, не удается. Остаётся уповать только на добросовестность самого обучающегося. В итоге существенно вырос показатель положительных оценок.
Что же касается подготовки дипломной работы. Здесь очень сложно отсутствие живого общения компенсировать средствами дистанционного формата. В преподавательской среде возникло такое мнение, что очный формат станет со временем неким премиальным продуктом в сфере образования. И стала понятна его ценность. Огромное количество on-line курсов помогает поддержать систему образования и саморазвития слушателя, но того, что даёт живое общение со специалистом, такая форма обучения дать не может. Особенно сложно в период пандемии было организовать необходимые по учебной программе практики, производственные и преддипломные. Они проходили на площадках вуза в формате дистанта.
Практика показала, что для дистанта требуется иная культура работы. И она должна быть сформулирована педагогическим сообществом для того, чтобы это стало новой нормой. Нормой поведения в информационной образовательной среде. В нашем случае пришлось действовать на ощупь.
Мы понимаем, что дистанционные форматы расширяют возможности и для преподавателей, и для обучающихся. Для вузов – это существенное расширение аудитории. Для обучающихся – экономия на логистике, возможность получения знаний в комфортных для себя условия. Дополнительный иллюстративный материал, который появляется на мониторе у слушателя, качественные фото-и видео презентации – все это мы сейчас активно используем и в очном формате обучения. Это плюсы дистанта. Есть и существенные минусы. Например, невозможность проведения фронтального опроса. Профессиональные студии могут себе позволить дискуссию в прямом эфире. А при использовании обычного массового электронного оборудования этого сделать невозможно. Это проблема, которая лежит на поверхности. Но есть и другие. Которые требуют глубокой системной проработки. Это, например, выработка новых методик преподавания в дистанте, их апробация, эффективный обмен лучшими практиками.
Так отразилось ли это на качестве выпускников?
- Скажем так: все требования стандартов обучения выполнены. Но с приложением дополнительных усилий. Судить о результате нужно по ребятам, которые стараются, горят любовью к своей специальности. И таких большинство. Важно вот еще что. Сейчас есть очень четкий запрос на молодых специалистов, одним из ключевых качеств которых является умение осваивать новые области, новые технологии. Чтобы в меняющемся мире успевать за новыми мощными тенденциями, которые являются определяющими для успешности бизнеса или государственного и муниципального управления. И умение работать в формате дистанта для этого крайне необходимо.
В связи с особенностями прохождения обучения этими выпускниками их первые шаги в профессии требуют пристального внимания со стороны наставников. Для этого мы используем новые технологии. Для того чтобы, оказывать поддержку нашим выпускникам. Они имеют возможность обращаться к преподавателям через наши сети для получения необходимых консультаций.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Профессор СКИ РАНХиГС о перспективах и проблемах развития СМП
О перспективах и проблемах развития северного морского пути рассказал профессор Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Фарман Кулиев.