Новым участником коллаборации уникального коллайдера NICA стал Северо-Осетинский госуниверситет

0683Северо – Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова вошел в коллаборацию уникального коллайдера NICA. Это один из шести проектов класса megascience в России.

В международной научной коллаборации участвуют ученые из более чем 30 стран. Ионный ускорительный комплекс NICA строят на базе Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) в Дубне для изучения свойств плотной барионной материи. Ученые планируют воссоздать в лабораторных условиях состояние вещества, в котором пребывала Вселенная в первые мгновения после Большого взрыва.

Решение о включении СОГУ приняли на 2-м коллаборационном совещании экспериментов «Многоцелевого детектора для изучения плотной барионной материи» (MPD) и «Барионной материи на нуклотроне» (BM@N) на установке NICA. СОГУ представила директор Информационного центра ОИЯИ Нелли Пухаева. Вместе с главным вузом Северной Осетии в коллаборацию вошли Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" и Московский физико-технический институт.

Как отметил руководитель мегапроекта NICA, вице-директор ОИЯИ Владимир Кекелидзе, в фундаментальной науке крупные эксперименты делаются большими сообществами ученых из многих стран.

«Каждый, кто входит в проект, должен почувствовать свои возможности, свои перспективы роста, реализовать свои научные амбиции. А это можно сделать только в рамках коллабораций, устроенных так, как это можно видеть сегодня в ЦЕРН и других мировых проектах. Мы действуем по той же схеме», - подчеркнул он.

Ученые СОГУ смогут проводить исследования в области материаловедения, медицины и пучковой терапии, радиобиологии, электроники, исследований по тематике программ Роскосмоса, утилизации радиоактивных расходов, создания новых безопасных источников энергии и криогенной техники. Проект коллайдера NICA поможет России выйти на лидирующие позиции в области физики высоких энергий. На полную мощность комплекс должен выйти к 2023 году.

«Коллаборация предоставляет самый широкий спектр исследовательских возможностей. Здесь находятся ученые из Европы, Азии, Америки для участия в экспериментах. Наши научные сотрудники уже принялись к работе. Это новая веха в развитии науки Северной Осетии», - сообщил ректор СОГУ Алан Огоев.

Напомним, университет активно развивает сотрудничество со всемирно известным научным центром ОИЯИ. Между вузами налаживается сотрудничество в области радиационной биологии, протонной терапии и экологии. Студенты и преподаватели СОГУ проходят стажировку в Дубне. В планах – открытие совместной образовательной программы по направлению подготовки «физика элементарных частиц». Этой осенью в СОГУ заработал первый Информационный центр Объединенного института ядерных исследований.

В недалеком будущем Кисловодск станет второй спортивной столицей России
Об этом рассказал журналистам директор ФБГУ «Юг Спорт» Михаил Дремов после церемонии открытия крытого катка на так называемой «верхней» базе филиала «Южного федерального центра спортивной подготовки». Такие перспективы ждут город-курорт после завершения строительства и реконструкции всех объектов.