Карачаево-Черкесской республике - 25. Взгляд, устремлённый к звёздам

ObservatoriЕсли спросить у людей, которые только отправляются в туристическую поездку по Карачаево-Черкесской республике, какие достопримечательности региона им известны, подавляющее большинство назовет курорты – Домбай, Архыз, Теберду, а также Медовые водопады. Впрочем, немало голосов наберет еще один ответ. Речь, разумеется, об астрофизической обсерватории Российской академии наук, которой в прошлом году исполнилось 50 лет.

Уникальное сооружение появилось на свет всего через пять лет после первого полета человека в космос. С тех пор крупнейший оптический телескоп с диаметром главного зеркала 6 метров и весом более 40 тонн, расположенный на высоте 2100 метров, служил верой и правдой пять десятилетий. На протяжении полувека здесь изучали слабые объекты, строение Галактики, внегалактическую астрономию и излучения Солнца. Впрочем, в конце 2014 года в САО РАН, можно сказать, вдохнули новую жизнь. При содействии нынешнего руководства республики в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии была построена еще одна обсерватория, получившая название – Кавказская горная. В декабре того же года открытие нового сооружения посетил ректор МГУ имени М.Ломоносова Виктор Садовничий.
Глава региона Рашид Темрезов тогда заявил: «Я уверен, что те исследования, которые здесь будут проводиться, принесут большую пользу науке. Кавказская горная обсерватория - это уже вторая крупнейшая в России астрофизическая обсерватория, построенная на территории нашей республики. Поэтому по праву можно считать, что Карачаево-Черкесская Республика на сегодняшний день становится крупнейшим астрофизическим центром».
В свою очередь руководитель одного из ведущих вузов России поблагодарил Рашида Темрезова за деятельное участие в судьбе обсерватории.
«Для того чтобы развивать науку, нужна соответствующая инфраструктура, нужно внимание со стороны руководства, - отметил во время торжественной церемонии открытия нового научно-исследовательского центра Виктор Садовничий. - Я очень благодарен руководству Карачаево-Черкесии за то, что строительство обсерватории было безоговорочно поддержано. Для Московского государственного университета эта обсерватория будет жемчужиной, она станет базой для подготовки студентов для научных исследований, для наших международных контактов».
Итогом визита руководителя МГУ стало подписание соглашения о сотрудничестве между КЧР и высшим учебным заведением. С этого момента в университете начали обучать и выпускать квалифицированных специалистов для отраслей экономики и социальной сферы Карачаево-Черкесии.
Пару лет спустя (в 2016-м году – прим. редакции) астрофизическая лаборатория отпраздновала полувековой юбилей. И те планы, которые были намечены в 2014-м, постепенно претворяются в жизнь. Молодые перспективные кадры из Карачаево-Черкесии обучаются в Москве, постигаются азы научно-исследовательской деятельности, чтобы по окончании вуза применить полученные знания у себя на родине.
И все же куда важнее, что в регионе смогли сохранить уникальный, единственный в своем роде Центр по изучению космического пространства. А ведь для этого потребовалось приложить немало усилий, например, для создания комфортных условий проживания людей в научном поселке Нижний Архыз. И все это – ради новых достижений, открытий, которых, без сомнения, здесь будет еще немало.