РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Как развивать бюджетный федерализм – одна из дискуссий Гайдаровского форума 2022

НИА-Кавказ

13 января 2022 г. в рамках Гайдаровского форума – 2022 «Россия и мир: приоритеты» состоялась сессия «Как развивать бюджетный федерализм?», где были обсуждены вопросы, связанные с повышением бюджетной самостоятельности субфедеральных органов власти в современных условиях.

О площадке рассказала декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Оксана Ступникова:
«Экспертами был обозначен ряд объективных особенностей, в которых сегодня выстраивается модель бюджетного федерализма в России, основной из которых является невозможность перераспределения субъектам РФ большего объема налоговых доходов, нежели это имеет место сегодня. Так, НДС, как самый крупный налог, является федеральным и должен поступать в федеральный бюджет, аналогична ситуация и с рентными платежами.
Более того, все отмечают активный рост централизации власти (что вполне объективно в условиях «ковидного» года) через усиление целевых межбюджетных трансфертов – субсидий и иных трансфертов, механизм работы которых является не до конца понятным и прозрачным. В связи с этим возникает вопрос: будет ли возврат к децентрализации или продолжится курс на усиление централизации? И, если возникают сложности с перераспределением налоговых поступленийв пользу субфедеральных бюджетов, возможно, правильнее сократить обязательства региона?
А. Кудрин подтвердил, что поддержка федерального центра в ковидный год была рекордно высокой и составила почти 3,5 трлн руб. Выделенные регионам средства были обусловлены борьбой с пандемией, а также реализацией национальных проектов. Тем не менее, председатель Счетной Палаты РФ считает, что регионам нужно давать больше свободы, поскольку на местах они могут эффективнее решать имеющиеся и стоящие перед ними задачи. «Сегодня доля несвязанных трансфертов (дотаций) не превышает 27%, и в перспективе ее нужно увеличивать – в среднем, до 50%, а долю целевых трансфертов (в 2021 г.было только 313 видов субсидий!) необходимо сокращать и объединять», - считает эксперт. Еще одной проблемой сегодня является несвязанность субсидий друг с другом, а отсюда невозможность достижения заданного результата, на что сегодня уже обращено внимание органов власти.
Президент Республики Татарстан, Р.Минниханов обозначил в качестве проблемы постепенное перетекание налоговых доходовиз регионального бюджетав федеральный, что подтверждает усиление централизации власти и отметил в качестве одного из условий для повышения бюджетной самостоятельности регионов – постоянство условий.
Губернатор Челябинской области А.Текслер также согласился с мнением, что целевые трансферты не способнырешить всех проблем региона, а имеющиеся несвязанные трансферты не индексируются в течение последних 3лет.
Таким образом, эксперты сошлись во мнении, чтодля успешного развития бюджетного федерализма в России необходимо усиление централизации власти только в кризисные периоды (такие, как пандемия) , в остальномважно развивать бюджетную децентрализацию, давать регионам больше свободы действий и сокращать долю связанных трансфертов в пользу несвязанных, а для обеспечения сбалансированности субфедеральных бюджетов -передать часть расходов на федеральный уровень (например, взносы на ОМС на неработающее население)».


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

Жители КЧР приглашаются к участию в конкурсе на получение Всероссийской общественной премии за личный вклад в укрепление единства народов России «Гордость нации»

Точка зрения
Информация как оружие против нашей безопасности: мнение эксперта
Известная фраза «кто владеет информацией, тот владеет миром» была актуальна и много лет назад. Но именно в наши дни умение ориентироваться в новостных потоках ценится как никогда. Причём нередко информацию стали применять в качестве оружия массового поражения, способного нанести непоправимый вред как отдельно взятой стране, так и международной безопасности в целом.