РСО-Алания Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Карачаево-Черкесия Ставропольский край Чечня Кавказ
, , :
При поддержке Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа

Фестиваль «Воспевшие Дагестан». Подведены итоги

НИА-Кавказ

9529 ноября в Театре поэзии прошла конференция по итогам первого Республиканского театрального фестиваля-конкурса «Воспевшие Дагестан», организованного Министерством культуры РД совместно с Театром поэзии при поддержке Главы РД Рамазана Абдулатипова.


Перед руководителями театров, артистами и режиссерами выступили члены жюри.

Председатель жюри фестиваля-конкурса доктор филологических наук, театровед Виктор Малыгин обратился к собравшимся: «Мы с вами вместе творили пиршество поэзии. Поэзия царствовала в этом зале, и слухи об этом распространялись далеко за пределы Театра поэзии. Мы сегодня подводим итоги совершенно грандиозного события, уникального по своей важности, по своему отклику, который этот фестиваль имеет у людей, по тому историческому моменту, в который всё происходит. Это начало очень большого пути, который предстоит пройти. Надеюсь, каждые два года все театры Дагестана, как и в этот раз, будут принимать самое активное участие в этом фестивале.
Мне хочется поблагодарить всех вас за то, что вы с таким глубоким старанием, трепетом отнеслись к тому, чтобы показать как великие поэты и писатели смогли воспеть в своих произведениях Дагестан. Вы через свое творчество, свои талантливые коллективы смогли воплотить это в жизнь и сделали такие постановки, поставили такие спектакли, сочинили такие музыкально-поэтические композиции, которые вызвали глубочайший интерес у публики. В зале Театра поэзии люди много раз и плакали, и смеялись, радовались тому, что им досталась такая возможность, они получили такое удовольствие пообщаться с вами. Если бы не положение о фестивале, которое четко определяет количество призов, то я бы голосовал за то, чтобы каждый участник фестиваля получил высокую награду. Все коллективы этого заслужили, показали, что в них работают талантливые люди разных поколений: мы видели и представителей старшего поколения, и молодого поколения, и совсем юных артистов, красивых людей, у которых большое будущее, а это значит, что песня о Дагестане еще будет петься, и ей нет конца. Это самое главное, что мы получаем в результате фестиваля, самое ценное – уверенность в том, что будет еще лучше, и каждый фестиваль будет восприниматься по-новому».
Виктор Трофимович отметил в своем выступлении и то, что не у всех театров есть собственное здание, плохое положение у дербентских и избербашского театра, да и в Махачкале у Театра оперы и балета и Лакского театра нет своих помещений. Тему продолжил член жюри народный артист России, председатель Союза театральных деятелей Дагестана Айгум Айгумов: «Меня радует, что все театры стремятся вперед, улучшают свой профессиональный уровень, это достойно похвалы. Все старались, кому-то меньше удалось, кому-то больше удалось воплотить задуманное. Конечно, некоторые театры находятся в ужасном положении, нет помещений, неоднократно поднимался этот вопрос и перед Правительством республики, но, не взирая на проблемы, коллективы работают, не отстают ни от кого, дерзают театры! Отдельной похвалы достойны руководители, режиссеры, которые, не смотря ни на что, ставят спектакли, совершенствуются – это дорогого стоит!»

Член жюри народный поэт Дагестана, председатель Союза писателей республики Магомед Ахмедов вынес на обсуждение вопрос о поэтическом материале, положенном в основу спектаклей и композиций, вошедших в конкурсную программу фестиваля: «Всеми театрами Дагестана на сцене Театра поэзии впервые была сделана попытка оживить поэтическое слово наших классиков, оставшихся в памяти народа. Для поэтического спектакля и поэтического театра главное – это слово, смысл. Мысль, заключенная в музыку, во вселенское состояние человеческой души. Поэтому слово великих поэтов, как бы оно ни произносилось актером, становится достоянием слушателя, само слово может заворожить, и уже не важно – хорошо или плохо играет артист. Слушатель идет за магией слова! На фестивале были спектакли, где была хорошая актерская игра, артисты старались, пели, но текст был беден, смысл – банален. Внешне спектакль был замечателен, красив, но изнутри он был бледен. Необходимо внимательнее относиться к выбору поэтического материала».
О большой работе дербентских театров говорила член жюри  заслуженный работник культуры Дагестана, журналист Светлана Кривоносова: «Несколько лет назад деятельности этих театров была посвящена коллегия Министерства культуры, и там они отмечались со знаком минус. Что мы видим на фестивале? Эти театры рванули! Очень порадовал Табасаранский театр, где молодое руководство и административное, и художественное. Они очень горячо взялись за работу, даже дерзко – организовали гастроли в Санкт-Петербурге. Азербайджанский театр тоже порадовал – познакомил нас с поэтом, которого мы раньше не знали. Если все остальные поэты были у нас на слуху, то этот театр сделал нам такой добрый сюрприз».
Также Светлана Григорьевна подняла вопрос о проблеме дагестанской драматургии, об отсутствии пьес для национальных театров, вынужденных часто работать с переводным материалом.
О достоинствах и недостатках каждого спектакля подробнее рассказала член жюри заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, театровед Гулизар Султанова: «Все театры заслуживают внимания! Почему гран-при не получил не один театр? Потому что не было такого спектакля, о котором мы могли бы сказать: “Вот это была работа!”. Может быть причина в том, что не хватило времени, что не достаточно долго работали над материалом, это правда. Наши театры работали напряженно, создавали, делали эти спектакли. Но всегда одного дня перед сдачей не хватает. У нас великолепные актеры, поют, у них прекрасные голоса. Необходимо сделать так, чтобы произведение звучало в полный голос: чтобы и слово, и песня, и танец, и музыка звучали на равных в каждом спектакле. И это у нас будет, это наработается, будет накапливаться, и в следующий раз, когда мы будем смотреть спектакли, будет больше достижений. Это первый фестиваль, спектакли состоялись, и нам есть о чем говорить!».

Заместитель министра культуры Дагестана Мурад Гаджиев напомнил, что фестиваль «Воспевшие Дагестан» будет проходить каждые два года, и поблагодарил организатора фестиваля: «Театр поэзии очень профессионально, четко, организованно проводил фестиваль. Уже по первым мероприятиям на этапе подготовки стало ясно, что сотрудники театра очень серьезно относятся к работе. Они взяли на себя тяжелую ношу – в короткие сроки провести подобный фестиваль, и сделали это!». Также Мурад Хабибович отметил серьезную работу жюри конкурса и выразил надежду на достойное продолжение фестивальной традиции: «Думаю, через два года спектакли станут еще лучше. Хочу поблагодарить всех, кто работал, кто оценивал, кто организовал этот фестиваль!».

В завершение встречи выступила директор Театра поэзии, заслуженный работник культуры РД Елена Гарунова: «Большое спасибо, что вы оценили нашу работу. Мы получили этот подарок – проведение фестиваля – от Главы республики еще в марте. Конечно, возникло много вопросов, связанных с драматургией, возможностями нашей сцены. Я очень благодарна Министерству культуры и лично министру Зареме Бутаевой за то, что она очень внимательно относилась к этому фестивалю, помогала решать возникающие проблемы. В какой-то момент казалось, что фестиваль проводить рано, что надо дать время, отложить на следующий год, но сейчас очевидно, что всё было сделано правильно, фестиваль необходимо было провести в этом году. Уже есть постановление Правительства, мы будем проводить фестиваль раз в два года, и в следующий раз наш театр подготовится иначе, будут внесены изменения с учетом того опыта, который мы получили в этом году. У фестиваля “Воспевшие Дагестан” только складываются традиции, я надеюсь на его длинную жизнь!».
Итак, жюри первого Республиканского театрального фестиваля-конкурса «Воспевшие Дагестан» постановило отметить как лучшие следующие спектакли, композиции и актерские работы: спектакли «Махмуд и Муи» Аварского музыкально-драматического театра им. Г. Цадасы, «Щаза из Куркли» Лакского государственного музыкально-драматического театра им. Э. Капиева, «Зов истоков» («Мирза Калукский») Государственного табасаранского драматического театра; Литературно-музыкальные композиции «Незаконченный концерт» Государственного республиканского русского драматического театра им. М. Горького, «Родник» Дагестанского государственного кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова, «Моя надежда» Даргинского государственного музыкально-драматического театра им. О. Батырая.
Специальными призами от Союза писателей и Союза театральных деятелей Дагестана награждаются артист Дагестанского государственного театра оперы и балета Омар Омаров и артист Дагестанского государственного театра кукол Мурад  Амагаев. Обе награды – за создание образа Михаила Юрьевича Лермонтова.

Торжественная церемония закрытия первого Республиканского театрального фестиваля-конкурса «Воспевшие Дагестан» и награждение лауреатов состоится 6 декабря 2016 года.


Подписывайтесь на нашу страницу новостей "НИА-Кавказ" в telegram.

erid:2Vtzqw3aWxA

Точка зрения
Наши корни – основа единства и взаимоуважения
Кавказ – уникальный пример проживания представителей сотен национальностей и народностей на относительно небольшой территории с очень сложным рельефом, прилегающей к отрогам Главного Кавказского хребта, протянувшейся на 1200 километров, между Черным и Каспийским морями.